В деревню, в глушь, в Бердюжье
Не хотим никого обидеть — Бердюжье тут только для рифмы. На пресс-конференции в конце января губернатор Александр Моор высказался о привлечении молодых специалистов в деревни. Программы их материального стимулирования оказались неэффективны: по истечении трех лет молодежь возвращается в города, а на их место приезжает новая. В итоге на селе наблюдается круговорот малокомпетентных и малоопытных кадров. Пусть молодежь остается в городе и работает, повышает свой профессионализм, предложил глава региона. А проблему дефицита кадров можно решить, привлекая к работе на селе взрослых и опытных специалистов. По мнению губернатора, горожанам за сорок будет даже интереснее жить в своем загородном доме с собственной землей и чистым воздухом.
Мы предложили нашим читателям и постоянным авторам обсудить предложение губернатора. Попытаться выяснить, при каких условиях и обстоятельствах те самые «граждане за сорок» смогли бы уехать жить и работать в деревню.
Ольга Теплякова, доцент ТюмГУ, предприниматель:
— Отлично. Eсли кто-то хочет в сельскую местность и его еще и простимулируют, почему бы нет. Я уже переехала, и мне как раз больше сорока. Видимо, у нас есть такая потребность — быть ближе к земле. Работать, правда, в сельской местности сложно.
Наталья Литвинова, музыкант:
— Eсть люди, которые любят спокойный размеренный ритм жизни, природу, и если им предоставят хорошие условия, все удобства, к которым они привыкли в городе: интернет, достаточное количество и магазинов, и кафе, и каких-то развлечений, — тогда да. Но на самом деле это что-то вроде дискриминации — как будто сорокалетних списывают уже на пенсию, хотя вот по факту мне сорок пять, и у меня жизнь прямо бурлит городская, и ни о какой спокойной размеренной жизни речь не идет абсолютно. Поэтому если в сельскую местность уезжать, в какое-нибудь село за сто километров от города, это категорически нет, я бы не согласилась ни за какие плюшки. Мне кажется, ни один городской житель после нормальных, простите, туалетов не будет ходить на улицу, таскать воду, это очень неудобно. Честно говоря, жизнь в деревне — это вообще тяжелый труд, даже люди, которые просто живут в своем доме за городом, все равно сталкиваются с определенными трудностями, им все равно необходимо заниматься канализацией, отоплением и прочими такими вещами.
Сергей Пахомчик, кандидат экономических наук, эксперт в сфере сельхозкооперации:
— Без хорошего стимула, финансового, жилищного, свежеиспеченных специалистов привлечь в село крайне сложно. А людей зрелых, которых, что называется, тянет к земле, надо, наверное, расспросить, узнать, на каких условиях они согласились бы. Провести социологическое исследование, хотя бы соцопрос. Может, от обратного идти: на определенных условиях гарантировать специалистам, добросовестно отработавшим энное число лет в селе, квартиру в городе за счет бюджета? Такое в давние времена практиковалось в соседней Омской области.
Виктор Гамузов, директор городского департамента экономики и стратегического развития:
— Идея, может быть, неплохая, единственное, что многие люди не задумываются о такой возможности, те, которые в возрасте, если показать все прелести, выгоды переезда в деревню, может, действительно есть востребованность? Это один из способов наладить свою жизнь. Но надо, чтобы человек принял решение самостоятельно. На кадры это положительно повлияет, ведь люди приедут не молодые, а опытные, которые состоялись как работники. Eсли на селе эта профессия востребована, то цели мы достигнем на сто процентов.
Ольга Eзикеева, руководитель торгово-промышленной палаты в Тюменской области:
— Человек всегда принимает решение сам, а вот создать какие-то преференции, меры стимулирования для того, чтобы люди не уезжали из деревни, а переезжали туда, вполне реально, и я думаю, что этот тренд сейчас есть.
Ольга Петрова, бухгалтер:
— В профессии я сорок лет. Eсли бы мне предложили поехать в деревню, то я бы отказалась. Работать там, конечно, можно, но в деревне есть специальности более востребованные, чем моя.
Николай Петренко, победитель Всероссийской премии «Папа года», предприниматель, владелец фудтраков Visit Tyumen Cafe:
— С одной стороны, идея неплохая, потому что взрослым людям часто хочется тишины и стабильности, которые можно найти в деревне. Они могут многое дать деревенским сообществам благодаря своему опыту. Но, с другой стороны, не каждому захочется кардинально менять свою жизнь. Им может понадобиться помощь, чтобы привыкнуть и научиться чему-то новому. Что до молодых, то их тяга вернуться в большие города после работы в деревне может быть связана с желанием расти по карьерной лестнице. Чтобы молодежь оставалась в деревне, нужно серьезно подумать, как сделать жизнь и работу там лучше, дать шанс для развития и карьеры.
Мария Долгушина, экономист:
— Я прекрасно отношусь к такой инициативе. Людям после сорока лет, у которых выросли дети, не нужны школы и детские сады поблизости. Самое время переселяться в сельскую местность. Многие это делают сами, без поддержки государства.
Альбина Канева, фармацевт:
— Я думаю, что если меры поддержки со стороны правительства будут привлекательными, то желающих найдется немало. Очень часто люди после пятидесяти хотят иметь свой земельный участок и жить за городом.
Светлана Черкасова, пенсионерка:
— Eсли условия при этом будут хорошими: хорошие дороги, доступный медицинский центр, то люди поедут, да и деньгами простимулировать тоже стоит.
Наталья Проскурякова, депутат Тюменской городской думы, владелец сети фитнес-клубов «Фитберри»:
— Я заметила, что люди 40+ приобретают землю под строительство жилья или готовые дома за городом. Но это скорее вариант жить за городом, работать в городе. Так развиваются многие мегаполисы. А в район, в деревню люди поедут, если будут соответствующие условия, перспективы жилья, инфраструктуры. Или нужно быть родом из этих мест.
Юлия Вихлянская, редактор, создатель телеграм-канала «Вредный корректор»:
— Я знаю горожан, которые в возрасте после сорока (на самом деле — после шестидесяти) действительно захотели «на землю» и выбрали для этого коттеджные поселки. Чтобы люди трудоспособного возраста стремились переехать в село, нужны такие стимулы, которые заменят комфорт, культурную и социальную составляющие городской жизни. Очень мощные, значит, стимулы.
Юлия и Антон Мерзляковы, 42 и 44 года, онлайн-репетиторы:
— Нет, после сорока точно бы не поехали, у нас маленькие дети. Вы в курсе, что «молодыми родителями» сегодня нередко становятся после тридцати, ближе к сорока или вообще после обозначенного возраста? А что такое сегодня жить за городом с детьми — это постоянно куда-то выезжать: хорошие школы, допобразование, ну и все прочее. Мы очень городские люди. И несмотря на отсутствие привязки к рабочему месту, городская среда для нас куда комфортнее деревни.
Диана Петровна, бухгалтер, 48 лет:
— Это хорошая идея — с рядом оговорок. Eсли села начнут развиваться так же, как город, там построят больницы, школы, рестораны, кинотеатры, салоны красоты и другие объекты соцкультбыта, как в городе. Eсли там будет хорошая работа с достойной оплатой.
Игорь Романович, 48 лет:
— Смеетесь? Такое предложение не рассматривал бы, даже если бы предложили хорошую зарплату. И что делать в деревне? Кур кормить вечером или кроликов? С тоски помрешь и запьешь.
Анна Муравьева, экономист, мать троих детей, 47 лет:
— Мы с мужем точно бы не поехали. Нам бы даже в голову такое не пришло. Хотя знаю, есть те, кто с радостью такую инициативу поддержал бы. Может быть, в качестве эксперимента отправлять на пару-тройку лет, чтобы год за три к стажу шел и зарплата в три раза выше средней, еще какие-то льготы к пенсии, снижение квартплаты, коммуналки. Думаю, многие бы согласились.
Переезд — дело хлопотное и волнительное. Для человека любого возраста. В молодости больше отваги, безрассудства, желаний, это время устройства жизни, выбора пути. Взрослым как будто потяжелее сниматься с насиженных мест, расставаться с налаженной жизнью. Однако не всегда. Все разные. Даже мои знакомые, формально подходящие под заявленный критерий «профессионалы сорок +». Я поговорила с ними.
— Нет, я урбанист, не смогу жить в селе. Мне не нужен дом, я его боюсь, все эти котлы, септики. Землю тоже. И потом, там все на виду. Я так не привыкла. Не то что мне есть что скрывать, но жить как под микроскопом не люблю. И потом, что я делать буду? А в город не наездишься.
— Мне хочется и в театр, и на тренировки, и в кафе-рестораны, и к косметологам и врачам чтобы можно было попасть. А разве в деревне это все есть? Чтобы спокойнее было, можно и немного дальше от центра жить, я, например, живу на Верхнем Бору, построили с мужем дом. И город близко, и работать можно, и на земле чего вырастить, и все, что люблю, под рукой. А в далекую деревню не поеду. Что я там буду — «в вечернем платье дрова рубить или быков очаровывать»? Eсли работа будет? Нет, все равно не поеду, я не для той жизни.
— А я поехала бы. Работа если будет, домик, церковь. Мне не так много и надо. Сажать, полоть научусь, кое-что умею, готовить люблю, с домом муж управится. Печку хочу, простор и тишину. Где какие программы? Готова рассмотреть. Только знаю я, что не такая и дешевая она, жизнь в деревне. Да и про работу что-то сомневаюсь, что есть она. А так я готова.
— И я бы поехала с удовольствием. Люблю дом, землю. Она подпитывает, силу дает. В городе я скукоживаюсь, смысл теряю. Да, уехала учиться, пожила в городе, поработала, но с возрастом все больше тянет меня в деревню, видимо, там я настоящая. У меня есть лес, дом, пес, мама. Остальное, сейчас понимаю, было так, попытки стать горожанкой. Но найти себе работу с хорошим доходом в далекой от Тюмени деревне, а моя за 400 километров, в Абатском районе, не очень просто. И, конечно, я ведь уже привыкла к городу, к комфорту, к уровню жизни. И все равно переехала бы. Вот только, повторюсь, доход в деревне маленький. Да и найти занятие по душе не так просто. С удовольствием бы поработала с растениями, плодовыми, присматриваюсь к тепличным хозяйствам, какие есть, но нет у нас в деревне ничего похожего. И в других тоже пока не нашла. Иногда мечтаю, в какой деревне хотела бы жить, и что сделала бы, если… такие «мечты Бальзамино-ва» или найти клад, что ли, как дядя Федор нашел, когда Матроскин корову надумал купить. Только вот не знаю, где тот клад найти, чтобы мечты сбылись.
Хороший заработок на интересной работе, жилье, социальные услуги и досуг — составляющие любой жизни. Eсли они будут, тогда и из деревни специалисты не побегут. Ни молодые, ни взрослые. Сейчас много молодежи, нацеленной на здоровый образ жизни, создание семьи и воспитание детей в экологичном месте. Таких, как я, думаю, тоже немало. Только вот сегодня трудностей в деревне больше, чем плюсов.
***
фото: Это, правда, не Бердюжье, а село Покровское.