X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Немного о Фредерике Шопене и весне

1 марта в 1810 году в небольшой деревеньке под Варшавой родился Фредерик Шопен.

Мальчик с рождения был просто одержим музыкой, с четырех лет он часами мог сидеть у фортепьяно. Будучи невероятно чувствительным, он мог заплакать от грустной музыки или вскочить среди ночи, чтобы записать приснившуюся мелодию.

В пятилетнем возрасте юный музыкант начал выступать с концертами, тогда его уже называли маленьким чудом, вторым Моцартом, ко всему прочему он был очень хорошеньким, прямо белокурый ангел.

В семь лет родители определили его в класс знаменитого пианиста Войцеха Живного, где за пять лет Фредерик из юного дарования превратился в музыканта-виртуоза. Живный рекомендовал продолжить образование юного Шопена в школе, где изучали теорию музыки у известных музыкантов того времени, посещая концерты выдающихся пианистов Праги, Берлина и Дрездена.

В 19 лет Шопен начинает концертную деятельность и становится необычайно популярным. Через год он уезжает в европейское турне, не предполагая, что навсегда расстается с родиной. В Германии он получил весть о начале польского восстания. Горя желанием вступить в борьбу за независимость Польши, Шопен собрался уехать, но тут стало известно, что восстание подавлено, а его руководитель арестован. На родине начались репрессии, возвращаться туда было крайне опасно. Фредерик решил остаться в Париже и дал концерт, исполнив свой Революционный этюд, посвященный Польше.

В тридцатые годы XIX века Шопен переживает пик творчества -много сочиняет, дает концерты, но еще занимается преподавательской деятельностью, обучая талантливую молодежь игре на фортепиано, что всегда было большой редкостью для музыкантов такого уровня.

Напряженная жизнь ослабила здоровье Шопена, он сильно похудел (весил всего 50 килограммов при росте 170 сантиметров), часто впадал в депрессию, страдал бессонницей. В эти годы он написал серию из 21 ноктюрна, каждый из которых был посвящен определенному человеку, а также 64 мазурки, созданные под влиянием дружбы с Адамом Мицкевичем. Описать музыку Шопена невозможно, надо ее слушать в исполнении таких замечательных пианистов, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Яков Флиер.

Eще важная деталь: Шопен исполнял свои концерты в небольших помещениях в полумраке, порой почти в темноте, такая обстановка усиливала восприятие музыки. И еще одна: имея от природы узкую ладонь и небольшие пальцы, он сумел создать много красивых филигранных мелодий — как говорят пианисты, на мелкую технику, но взятие больших аккордов требовало растяжки пальцев, для чего Шопен придумал особый прибор. Многие исполнители говорят, что можно «пальцы сломать», играя его скерцо, настолько сложна его техника.

Одной из вершин творчества Шопена считается цикл из 24 прелюдий. Прелюдии Фредерик писал в годы влюбленности. Это личный музыкальный дневник: легкие, воздушные мелодии посвящались юной девушке, Марии Водзиньской, которую Шопен считал невестой, пока его нестабильное финансовое положение и мнение ее родителей не стали причинами отменить свадьбу. Музыкант долго не мог прийти в себя, в то время он создал знаменитую вторую сонату, медленная часть которой носит название «Траурный марш» (и в XX веке стала музыкальным символом похорон).

В 1836 году судьба свела его с необычной женщиной-писательницей, курившей сигару, носившей мужской костюм. Это была баронесса Аврора Дюпен, которую все мы знаем как Жорж Санд. Эта любовь не принесла Шопену счастья. Болезненный юноша 26 лет с манерами рыцаря и решительная женщина, любительница свободных отношений, разведенная, мать двоих детей, они были такими разными… Однако, как известно, противоположности притягиваются, именно в эти годы композитор написал свои лучшие произведения, а Жорж Санд — книги. Композитор сочинял музыку целыми днями, а Жорж Санд писала ночами. Семейной жизни у них не получалось, жили в разных домах, затем в поместье Санд, но дети не хотели видеть Шопена, особенно сын очень ревновал мать к пианисту. Затем жизнь на острове Майорка, где здоровье Шопена опять ухудшилось, пришлось приехать в Париж. Много пишут о их жизни — и все разное, не стоит пересказывать, прошло двести лет, а их помнят и знают, это уже что-то значит.

За два года до кончины виртуоз все-таки расстался со своей пассией и уехал в турне по Великобритании, но восстановиться он так и не смог. Гастроли в Англии окончательно подорвали здоровье музыканта, и в октябре 1849 года, в возрасте 39 лет, Шопен скончался в Париже от осложненного туберкулеза легких. Свое сердце композитор завещал родине, и его вынули из груди, поместив в специальный кубок, который увезла сестра, бывшая последние дни около брата. Этот хрустальный кубок помещен в дубовую шкатулку и замурован в одной из колонн костела Святого Креста в Варшаве. Прах великого музыканта покоится во Франции, на кладбище Пер-Лашез.

В последний путь на парижское кладбище его провожали под печальные звуки «Траурного марша», а также «Реквиема» Моцарта, творчество которого Шопен очень ценил.

Память о Шопене не угасает во всем мире и по сей день. Музыка Шопена живет — как совершенный и прекрасный дар одного из лучших композиторов мира.

Первый весенний день с ярким солнцем, осевший снег, побелевшие стволы берез, наша тюменская слякоть, порхание птиц вызвали теплые воспоминания о человеке, кто мог выразить свои чувства через музыку. Которая теперь помогает и нам.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта