Когда твой дедушка — канатоходец
Я знала, что изнанка цирка, как и любого другого театрального искусства, связана с огромным количеством репетиций и не всегда такая яркая. Но все-таки на манеже я раньше еще не стояла. А в этот раз удалось.
Владимир Васильевич говорит, что заниматься цирком он начал в 20 лет, что считается поздновато. Но ведь если очень захочешь, возможно все. Цирк — это одна большая семья, можно увидеть и детей артистов, бегающих по манежу, все артисты уважают друг друга и обязательно помогают.
— Первый исполнитель трюка «Мяч на канате» — мой отец, — говорит Михаил Иванов, заслуженный артист России, двукратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. — Он исполнял этот трюк долгое время, но не регистрировал как достижение, а уже я решил с его благословения пригласить судью из Великобритании. Он лично приезжал к нам в Россию и был свидетелем установления рекорда. Я — цирковой артист в четвертом поколении, а моя жена — в пятом. В этом представлении девочка, которая играет роль внучки — моя дочь Eкатерина Иванова, ей 18 лет, она продолжает наше дело.
Кстати, отец Михаила Александр Иванов — руководитель всей цирковой программы и режиссер спектакля «Тайна пирата».
— Удобно семьей работать?
— Цирковая жизнь связана с переездами, поэтому либо семья едет вместе с тобой, либо ее нет, потому что долгие месяцы мы в разъездах.
— Либо дети остаются с бабушкой?
— Тогда, получается, ты их не растишь. Но мы ведь династия, дедушки-бабушки тоже с нами ездят. И выступают. Например, Александр Михайлович Иванов и Юрий Александрович Сосин — моей дочери они приходятся дедушками. Они на манеже вместе с ней.
Сам Михаил начал выступать с девяти лет — его жизненный путь был определен с самого начала. Потом, когда он уже вырос и мог решить свою судьбу, решил остаться в цирке. «Мне интересно путешествовать, я могу ездить по разным городам, странам», — говорит Михаил. Побывать ему довелось много где — начиная от Японии и заканчивая Южной Африкой, Северной Америкой. Объездил всю Eвропу, бывал в Китае, где, по словам Михаила, очень хороший цирк. Публика в каждом городе разная, отличается менталитет, настроение, эмоциональность.
— А в Тюмени какая? — спрашиваю я.
— Хорошая публика. Только хотелось бы попросить до окончания выступления не вставать с выступления и не уходить. Это правило этикета на шоу. Всем бы не помешало. Понятно, что представление заканчивается, кому-то хочется пораньше забрать вещи в гардеробе, без очереди, но в идеале все-таки нужно досидеть до того, когда артисты попрощаются и поблагодарят.
Сергей Клюев играет пирата по прозвищу Рыжий Ус. Без костюма его не узнать, и я не узнала. «Мухин — всегда пролетаю», — пошутил он в ответ на просьбу представиться. «Мы совместили с цирковым искусством актерскую работу. Что ценно — мы не работаем с фонограммой. Нет, у нас фонограмма играет, но мы разговариваем, поем вживую. Барабаны тоже». В шоу Сергей лихо играет на барабанах, как оказалось, у него нет музыкального образования. «Природный дар», — объясняет он.
— Как долго готовится программа?
— Не могу сказать точно. Но каждый раз какие-то новые кусочки появляются, даже сегодня на премьере. Ты пробуешь что-то, смотришь — это сработало, берешь и вставляешь это в спектакль.
— Что сегодня родилось на спектакле?
— Мы сегодня съезжали по канату сидя, никогда так раньше не делали. Вроде понравилось.
— От публики подзаряжаетесь?
— Конечно, зал-то хороший. Редко, но бывало, что ты стараешься, а отклик плохой. А тут энергетически тебе хочется еще больше выложиться для зрителей. Они очень поддерживают.
***
фото: Михаил Иванов.;Канатоходцы