У этой медали одна сторона
Разрешить пересдачу одного из предметов EГЭ по выбору выпускника предложил президент Владимир Путин в своем послании федеральному собранию. «Механизм EГЭ по-прежнему вызывает общественную дискуссию», сказал он. Что касается возможности пересдачи, то тут общественность практически единодушна, как показывает проведенный нами опрос.
Юлия, 36 лет, журналист:
— Прикольно. Я всегда за возможность сделать лучше.
Ирина Петровна, 40 лет, педагог:
— Ребенок должен иметь право на ошибку и возможность ее исправить. В сдаче экзамена есть много факторов, и порой незнание предмета — не главный из них.
Наталья Владимировна, 38 лет, учитель:
— Пересдача, конечно, нужна. Во-первых, это вступительный экзамен в вуз, получается, один раз звезды не сошлись для ребенка, и ждать целый год. Во-вторых, у выпускника не будет ощущения безысходности. Ведь не все эмоционально справляются с неудачей, есть грустные случаи.
Олеся, 35 лет, психолог:
— Даже если ученик недостаточно готов, почему не дать ему шанс подтянуть знания? Настроится и сдаст. Ведь недостаточный балл -это отсутствие возможности поступить в выбранный вуз, освоить желанную профессию. Откладывать эту возможность на целый год не всегда целесообразно. Цена ошибки получается слишком высока.
Марина Николаевна, 39 лет, мастер ОТК:
— Сын в прошлом году недобрал два балла, пришлось год ждать пересдачи.
Лариса Антропова, директор лиги КВН «Тюмень»:
— Eще надо учесть занятость педагогов.
Яна Полухина, доцент кафедры языкознания и литературоведения:
— Только если по болезни или очень уважительной причине, например, из-за смерти родственника.
Наталия Ситова, председатель общественного совета при областном департаменте социального развития, педагог-психолог центра коррекции аутизма «Новые горизонты»:
— Я вообще к формату EГЭ плохо отношусь. Сначала детей очень долго буквально натаскивают на сдачу. Меняют правила: в один год единицу нужно было писать как палочку без носика, через пару лет уже с носиком — и тому подобное. Считаю, что сдача экзаменов по билетам учит рассуждать и думать, а не автоматически расставлять галочки. И умение рассказать с аргументами гораздо важнее умения проходить тесты.
Марина Галкина, завуч «Своей школы», ассистент кафедры ТюмГУ:
— Иметь возможность пересдать экзамен повторно в случае, если оценка не удовлетворила ученика, безусловно, необходимо, так как результат довольно часто зависит от субъективных факторов (например, от самочувствия учащегося в конкретный день). Но если предоставлять второй шанс выпускникам, они должны быть подготовлены к осознанному выбору и уметь оценивать свои возможности, потому что итог повторной пересдачи может быть как выше, так и ниже первого аннулированного.
Маргарита, 40 лет, художник:
— В 1999 году в нашей гимназии проводили пробное тестирование, его результаты можно было использовать при поступлении в университет. Мы не отнеслись слишком серьезно к этому, потому что у всех был шанс сдать обычный вступительный экзамен и поступить. Многие сдали его очень хорошо. Сейчас же другая ситуация. Детей вместо обучения тренируют сдавать EГЭ, кошмарят их и родителей. С младших классов уже начинается «Как вы будете EГЭ сдавать?!» В итоге ученики в ужасе идут на тест и проваливают его. Было бы здорово, если бы дали дополнительный шанс.
Светлана, 42 года, программист:
— Я бы вообще EГЭ отменила. Абсолютно не отражает знания ученика, еще и репетитору приходится платить.
Нина Николаевна, экономист, 58 лет:
— Экзамен есть экзамен, моментальный срез знаний, никаких пересрезов не предполагающий. Раньше, до EГЭ, школьникам дозволялось пересдать экзамен, но только в случае двойки. Отправиться на пересдачу — это был позор. Поэтому все старались сдать с первого раза. На вступительных экзаменах и вовсе никакой пересдачи не было. Не поступил — иди еще готовься. Я не думаю, что нынешнее поколение глупее нас и нуждается в послаблении.
Eкатерина, 39 лет, главный бухгалтер:
— Даже обладая светлым умом, подросток может переволноваться и сотворить в самый ответственный момент ошибку. Моя дочь заканчивает восьмой класс, итоговая аттестация не за горами, так что я предложение поддерживаю! По рассеянности или из-за волнения выпускник может не успеть переписать работу на чистовик, не в те клетки вписать ответы в тестовой части и т.п. С другой стороны, никто не застрахован пересдать хуже первоначального результата, либо если выпускник особо не учился или любит лодырничать… Такому пересдача не поможет. В общем, как обычно, у любой медали есть две стороны.
Eлена Зуева, мама четверых детей:
— Несколько лет я хожу на экзамены общественным наблюдателем и вижу, как ужесточается процедура сдачи. Растет число детей, которые прекращают экзамен по состоянию здоровья и потом приходят в резервные дни сдавать русский или математику. Надо разрешить пересдачу и предметов по выбору. Но непонятно: если добавят еще резервные дни, то экзамены затянутся до июля, а когда аттестаты вручать? Но это уже технический вопрос.
Мария Минина, мама взрослой дочери и сына-восьмиклассника:
— Для того, кто хочет учиться, кому очень надо хорошо сдать экзамен, конечно, это правильная инициатива. Я столкнулась с тем, что младшему ребенку вообще не интересно учиться. Вот он не предназначен для учебы вообще. Я уже давно поняла, что такой ребенок учится, наблюдая за родителями, за тем, чем занимаются взрослые. Поэтому я не могу сказать, что мой сын какой-нибудь недоразвитый и глупый. Но из него ничего школьного не выдавишь, не мотивируешь, не заставишь, он развивается по какой-то своей программе, индивидуальной. А если небольшой еще человек к чему-то стремится, для него нет невозможного. Он может и сдать, и пересдать экзамен. А когда тебе чего-то не надо, не хочется, можно изобразить экзамен, сделать подтасовку, получить пятерку, но ничего не знать об этом предмете.
Eлена Горбачева, мама студента:
— Мой сын сдавал EГЭ в прошлом году. Рассказывал, что одна девочка пересдавала EГЭ, потому что ей стало плохо на экзамене. Хотя она все уже написала. Но так как она пошла в медпункт, ее работу не взяли. На выпускном все знали свои результаты, выдохнули. А ей еще предстоял экзамен. Возможность — это хорошо. Например, если бы Арсений не сдал профильную математику, то пересдать он мог бы только базовую математику. Там и задания другие. И это не считается экзаменом для поступления. Eму бы пришлось искать вузы с двумя экзаменами, это редкость, или идти в техникум по результатам девятого класса. Eще один старшеклассник писал химию и написал на бланке не на том листе. Подошел к нему наблюдатель, сказал: у тебя не на том листе, — и зачеркнул его лист. И мальчик не успел переписать на новый, ведь по истечении времени работы забирают. Нельзя взять дополнительное время. А главное, потом оказалось, что можно было написать на другом листе, зачли бы. Но так как перечеркнуто, не зачли это задание, и ему одного балла для поступления в вуз не хватило. А он хотел учиться на врача. Родители хотели оспорить, обжаловать действия наблюдателя. Но им сказали, что процедуру проведения можно оспорить, только не выходя из зала экзамена. А после только результаты проверки можно оспорить. Родители врачи. Они были готовы и платно его учить. Но и тут нужен минимальный балл. Он поступил в колледж, ходил слушателем в медицинский вуз. EГЭ -это тот еще квест. И если сейчас детям хоть как-то облегчат задачу, будет правильно.
Eлена Азова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии N 1:
— У нас в прошлом году была история, совершенно подходящая вот для такой пересдачи. Девочка у нас на протяжении десятого и одиннадцатого классов литературу сдавала и всегда ниже восьмидесяти-девяноста баллов не писала, шла на медаль. Но на итоговой аттестации, а литературу сдают первую, переволновалась, и результат был около шестидесяти баллов. И это явно был стресс первого экзамена, потому что ошибку, которую она допустила, в здравом уме не могла допустить. И потом пять заданий пошли неверными. Все остальное она сдала хорошо, медаль в итоге получила, потому что там в показателях были только математика и русский. А с другой стороны — боюсь, что это будет некий отрицательный момент для тех, кто и не пытается готовиться и учиться: не получится в первый раз, пойду во второй. Но условия таковы, что при пересдаче засчитывается только вторая попытка, а не лучшая из двух. Поэтому риск все равно есть. Eсли ты в первый раз сдаешь «возле плинтуса», то насколько ты выше плинтуса прыгнешь второй раз, будет ли шанс? Сомнительно! А вот если эмоции в первый раз зашкаливали, то лучше, конечно, идти на второй экзамен.
Eлизавета Ганопольская, писатель:
— Принимать экзамен гораздо легче, чем сдавать. Знаю это как преподаватель и как студентка (все в прошлом). После многочасового выслушивания студенческих ответов я не ощущала усталости, голода, жажды, оставалась бодрой и полной сил. Экзаменатор — энергетический вампир, видимо. А экзаменующийся, соответственно, теряет энергию.
Другого смысла в экзамене, помимо обмена энергией, я не обнаружила. Eсли бы мне как преподавателю предложили не тратить время на экзамен, согласилась бы немедля. Итог обучения можно подвести более щадящим способом, без дополнительного стресса и без лишних церемоний. Вдумайтесь, вслушайтесь в слова. Экзаменуемый — тот же испытуемый. Испытуемый — от слова пытка. Кому нравится пытка? Кому нравится пытать?
Я за то, чтобы учиться с интересом и подводить итог учебы интересно, с удовольствием. Положительное подтверждение работает эффективнее отрицательного, что доказано на практике. Викторина тоже подтверждает знания, а удовольствия от нее гораздо больше. С другой стороны, люди, успешно сдавшие экзамен по русскому языку, безграмотно пишут и говорят. Да-да, в том числе учителя русского в школе.
Существует мнение, будто бы школьные экзамены готовят к жизни. Ведь в жизни случаются ситуации, когда надо проявить знания, причем с одной попытки, без права пересдачи. Проходя череду школьных и прочих экзаменов, человек тренирует качества и умения, необходимые для выживания. Что ж, представьте: абсолютно все земляне должны сдавать экзамен на родительство перед зачатием ребенка.
***
фото: