Перчатки с пупырышками
Некоторые думают, что рабочие перчатки придумали китайцы. Но нет. Историки говорят, что первые перчатки возникли в Древнем Eгипте.
Использовать их для работ в поле и в саду начали древние греки. А вот такую нужную в хозяйстве вещь, как перчатки с пупырышками, разработали наши соотечественники. К этому изобретению причастен Юрий Хозяинов, кандидат биологических наук, в прошлом директор компании по производству спецодежды «Нэсси», а ныне пенсионер.
Он закончил биофак, отслужил в армии и в 1979 году стал лаборантом на кафедре анатомии и физиологии человека и животных Тюменского госуниверситета. Он мечтал стать ученым с детства, но… В аспирантуру его не звали. Спустя три года судьба привела его в Москву.
— Я пришел в институт биофизики Минздрава СССР, — рассказывает Юрий Семенович. -Среди документов, необходимых для поступления в аспирантуру, было упомянуто разрешение на работу с секретной информацией. Девушка, которая подала мне конверт с бланками, сухо заметила, чтобы я сильно не раскатывал губу, потому что сюда берут только по направлению, ну то есть по блату.
Летом 1983 года Юрию пришел вызов на экзамены. Решительный молодой человек приехал в Москву за пару недель до вступительных испытаний. В библиотеке взял учебник — огромный том большого формата, две тысячи страниц. Внимательно прочитал его от корки до корки три раза. И экзамен по специальности «гигиена труда» сдал на отлично. А затем и остальные. Поступив в заочную аспирантуру, новоиспеченный аспирант приехал на осеннюю сессию, и ему предложили исследовать эргономические свойства резиновых и латексных перчаток. Это и стало темой его кандидатской диссертации.
Заказчиком выступил НИИ резиновых и латексных изделий Миннефтехимпрома СССР. Требовалось проверить перчатки в разных условиях и дать рекомендации по их улучшению. Поскольку запрос поступил от военных, дело это было секретным. Для участия в экспериментах Юрию дали людей, которые в термокамере имитировали разные виды работ.
— В процессе у нас сформировался, я бы сказал, творческий коллектив из двух ученых и аспиранта, то есть меня. В качестве профессора-консультанта в него входила Варвара Черная — создатель латексной технологии, новой на тот момент отрасли резинового производства, лауреат Государственной премии СССР.
Буквально в самом начале возникла проблема: перчатки после получаса работы либо прилипали к рукам, либо легко соскальзывали, если под них надевались трикотажные из хлопка. Заменили трикотажную перчатку губчатой, которая лучше впитывала пот. Но это решение отмели: работать в набухших перчатках было совершенно невозможно.
Эти внутренние хлопчатобумажные перчатки взвешивались на очень точных весах до работы и после. Так можно было измерить количество выделенного пота. Обнаруживалась линейная зависимость между временем, проведенным в перчатках, и их весом: дольше работаешь — больше пота выделяется. Но немного погодя вес перчаток стабилизировался, а затем начинал снижаться. Все было герметично, пот не мог испариться из внутреннего пространства. Тем не менее он куда-то девался. Через некоторое время исследователь пришел к выводу, что пот начинает впитываться обратно в кожу. А это не годится! Человеческий пот содержит в себе соли и потому разъедает резину. Впитываясь обратно, он тянет за собой если не вредные, то совершенно точно не нужные организму вещества.
— Признаюсь, у меня было желание подделать результаты исследования, я долгое время сопротивлялся ему. Но потом понял, в чем дело! И тогда я предложил как-нибудь облегчить удаление пота, так называемого «перчаточного сока», из пространства между наружной перчаткой и внутренней. Тогда резиновая перчатка надежнее фиксировалась бы на руке.
В результате мозгового штурма научно-творческий коллектив выдвинул идею — на трикотажную основу наносить как бы пупырышки из поливинилхлорида (ПВХ). Последующие испытания показали, что это было правильным решением. Испытуемые надевали сначала модернизированные перчатки, а поверх них — резиновые. Вот теперь независимо от времени работы и температуры воздуха наружные перчатки надежно держались на руках и не сваливались.
ПВХ-напыление делалось вручную. На ладонную поверхность трикотажных хлопчатобумажных перчаток наносили точки из медицинского шприца, который заправляли эмульсионным ПВХ. Потом их сушили. За день таким образом изготавливали несколько пар.
Юрий обратил внимание, что после экспериментов новые изделия бесследно исчезали. Резиновые перчатки сдавались под подпись, а что делать с экспериментальными, в техзадании не было прописано.
— Перчатки, усовершенствованные нами, утаскивали себе на дачи сотрудники НИИ: оказалось, в них намного удобнее работать лопатой и граблями. Об этом кто-то признался во время чаепития. Но никто из нас даже не помышлял запатентовать это неожиданное изобретение. Мы просто не оценили его по достоинству.
Заказчик отблагодарил ученых за исследование, хорошо заплатив. Юрий Хозяинов использовал эти средства на последующие командировки в Москву, на диссертацию, которую он успешно защитил в октябре 1989 года.
А через несколько лет трикотажные хлопчатобумажные перчатки стали все шире и шире распространяться в обычной жизни, быстро завоевав рынок. Теперь на них делают из ПВХ даже узоры и надписи. А Юрий Семенович пару лет назад стал эковолонтером: тема-то ему близка!
***
фото: Юрий Хозяинов, эковолонтер в школе N 15;Трикотажные перчатки с ПВХ-напылением.