Много привычных слов с добавкой «эко»
Ольга Новосадова — эколог. Но не из тех, кто пугает окружающих апокалиптическими прогнозами. «Я скорее экооптимист», — говорит она.
— Всерьез о смене образа жизни я задумалась в декрете. Сначала стала обращать внимание на товары, читать составы. А потом в мою жизнь пришел проект «Экософия» президентской платформы «Россия — страна возможностей». Экософия — это разумное, осознанное отношение к жизни. Вот этот предмет — он тебе нужен? А вот этот? Или покупаешь бездумно, а потом все эти вещи не пригождаются? И вовсе не обязательно отказываться от комфорта. Вот вы печатаете чеки в магазинах?
— Обычно отказываюсь.
— Ну вот, у вас полезная привычка. Брать в магазин шопер — еще одна полезная привычка.
Ходить пешком, покупать местные товары, узнавать свой край, меняться игрушками с мамами, у которых дети выросли, покупать и продавать на Авито — несложно и помогает природе. Или когда в ресторанах используют винтажную посуду вместо новой.
Самое страшное — незнание, когда не задумываешься над последствиями, к чему приводит то или иное действие. Когда живешь неосознанно, как бездумный потребитель.
— Вы член первой экосборной России, что это значит?
— Я участвовала в конкурсе, выполняя задания и представляя проект — экогид по Тюмени. Сначала онлайн, потом шли очные этапы, и в прошлом году проходил финал в Нижнем Новгороде. Я победила и стала участником сборной.
Тюмень — второй город после Санкт-Петербурга, где появился экогид. В нем собраны эколокации и экопроекты. С местами, близкими осознанному доброму подходу, локальными адресами и устойчивыми явками-паролями. Справочник регулярно обновляется и растет.
Можно найти проекты по обмену, просвещению, пункты приема вторсырья и многое другое. За каждым стоят неравнодушные люди, они делают наш город лучше, чище и добрее.
— Например?
— В магазине Ralf Ringer принимают старую обувь на переработку, взамен начисляют баллы, которые можно обменять на рубли. В соц-сетях есть группы по стройшерингу, где обмениваются стройматериалами, и фудшерингу, где предлагают забрать еду. Проект «Твоя вода» помогает не покупать воду в пластике, а наполнить многоразовую бутылку водой в кафе бесплатно.
Недавно в нашем городе появилось направление ZontEco: в пунктах приема вторичного сырья принимают сломанные зонты и отправляют их на переработку.
Знаете ли вы, что в Тюмени существуют экотропы? В лесопарке Гагарина, Городищенском логу, в скверах Юннатов и Школьном, на озере Цимлянском. Путник на входе читает на карте информацию, какие птицы, растения, животные тут обитают. И идет по определенному маршруту сам либо в сопровождении гида-смотрителя, если это заповедная территория, знакомясь с природой.
— Как с осознанностью у крупных предприятий?
— Возьмем стройку и ремонт. Сейчас реализуется зеленый стандарт — добровольная сертификация. «Зеленый офис» — стандарт для организаций по созданию офисов. Требования в стандарте направлены на экономию природных ресурсов, которые используются в офисе, создание благоприятного микроклимата для сотрудников.
Также есть зеленые стандарты для стройматериалов и застройщиков. Eсть сайт, где перечислены все застройщики, кто заботится о снижении вреда, экономит энергию. Они получают определенные бонусы от государства.
В России производители стройматериалов чаще всего ориентируются на требования международного стандарта EcoMaterial. А «Листок жизни» — единственный российский сертификат, признанный Всемирной ассоциацией экомаркировки. Сертификация продукции осуществляется на основе анализа всех стадий жизненного цикла — от добычи сырья до утилизации.
— Вас поддерживает семья?
— Муж поддержал сразу. Он практичный человек, его заинтересовала идея, что отходы — это ресурсы. Мы можем их выбросить, тогда их отправят на полигон, и они не принесут никакой пользы. А когда мы относим отходы в пункт приема, их повторно используют. Мы так и говорим в семье: пора сдавать ресурсы.
— Где это все хранить? Проще бросить в мусорное ведро.
— Да, квартиры небольшие, но выход всегда есть. У нас на балконе стоят три сумки: одна для пластика, другая для картона, третья для стекла. И по мере наполнения мы их вывозим в пункты приема. Эта привычка — неотъемлемая часть нашего быта. Батарейки я храню в пластиковом контейнере в шкафу. И отдельная коробка для металла. Блистеры от таблеток -под раковиной.
— Во время просмотра фильма «Онегин» меня поразила мысль, что раньше читали при свечах, ездили на лошадях, занимались ремесленным трудом, а возникновение электричества, парового двигателя, индустриализация нанесли огромный урон природе.
— Вряд ли мы откажемся от электричества… Я за развитие, за науку. Новые материалы мы используем в медицине для того, чтобы помогать людям, животным. Во всем нужен баланс. Люди оказывают воздействие на окружающую среду — это факт. Мы говорим о том, как отдельно взятый человек может влиять на экологию. Eсли представить нашу планету как организм человека, то проблемные моменты можно сравнить с заболеваниями, а разумные действия отдельно взятого человека — это профилактика заболеваний, укрепление иммунитета.
Действия каждого из нас важны. Слышали про акцию «Сдал батарейку — спас ежика»? Оказывается, одна батарейка загрязняет территорию, на которой обитают два крота, тысяча дождевых червей и один ежик. Поэтому батарейки важно сдавать в пункты приема. Сама формулировка звучит привлекательно, то есть ты не просто куда-то несешь батарейки, а ежиков спасаешь.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Ольга Новосадова.