Три весенних сюжета
Третий месяц подряд «Тюменский курьер» предлагает читателю перелистывать страницы рассказа о том, как началось и продолжалось превращение нашего края («Западно-Сибирской депрессии», как выразился точным не медицинским, но геологическим языком академик Иван Губкин) в главную нефтегазовую провинцию страны.
В очередном выпуске этого цикла — три весенних сюжета.
Первый — о весне 1964 года и подготовке и начале нефтегазового освоения, о том, что было до начала работы первых промыслов (Шаимского, Усть-Балыкского и Мегионского) и отправки нефти на нефтеперерабатывающий завод в Омск.
Второй сюжет — о награждении первой группы наших геологов Ленинскими премиями, это 22 апреля 1966 года.
А третий — про конец марта 2024 года, когда мы пытаемся понять, оценить и рассказать о том, что и как было когда-то.
…1964 год вроде был недавно, но по сравнению с человеческой жизнью — достаточно давно. С тех пор родились и выросли два поколения. Многим из них, наверное, кажется, что так было всегда. А труд и героизм старших понемногу забывается. Ушли геологи-первопроходцы, те, что упрямо бурили первые скважины, давшие только воду. И те, что получали первые фонтаны и мазали друг другу нефтью лица… Кстати, в нынешнем времени, в 2024 году, тоже весна — и мокрый асфальт от первого дождя. И календарь подсказывает, что надо сказать о приближающемся празднике, который вырос из прошлого и многим обязан ему.
Это День геолога, который в этом году случится 7 апреля. Он был учрежден в такие же, как сегодня, мартовские дни 1966 года.
31 марта 1966 года подписан документ — указ об установлении ежегодного праздника День геолога. «Президиум Верховного Совета СССР постановляет: установить праздник «День геолога». праздновать ежегодно в первое воскресенье апреля.»
Текст указа, конечно, не оставляет места для эмоций. Хотя геолог — одна из самых романтичных и популярных профессий на свете.
В XX веке у нас то и дело появлялись в календаре разные дни: День учителя, День металлурга, День космонавтики.
— Помню, был праздник, который мы, геологи, считали своим, -рассказывает мне Борис Зоммер, в прошлом геофизик, работавший и в Среднем Приобье, и на Ямале. — Тогда мы отмечали День шахтера, кажется, в конце августа.
Память не изменила Борису Кузьмичу! День шахтера, подтверждают разные справочники, утвержден много лет назад в ознаменование трудового рекорда горняка Алексея Стаханова. Он за одну смену выдал, как тогда говорили, на-гора 102 тонны угля при норме в семь тонн. И в прошлом столетии этот праздник отмечали и считали своим труженики близких «топливно-энергетических» профессий. В том числе и нефтяники, и геологи.
Так откуда же взялся День геолога, кто его придумал и почему так сердечно и восторженно к нему относятся именно у нас, в Тюмени?
История праздника куда короче, чем путь тюменских геологов к нему, занявший семнадцать лет, с первой буровой 1-Р, построенной неподалеку от городского кладбища в 1949 году (теперь это улица Мельникайте около дома N 109). Вот официальная справка: «Праздник «День геолога» был учрежден в ознаменование заслуг советских геологов в создании минерально-сырьевой базы страны. Инициаторами обращения о создании праздника выступили выдающиеся советские геологи во главе с академиком А.Л. Яншиным… Поводом для обращения послужило открытие в 1966 году первых месторождений Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.»
Выдающиеся геологи, первые месторождения, Западная Сибирь. Все ясно? Eсть вопросы?
Конечно, есть. Да, так оно и было. Но, к сожалению, нигде не сказано, кто эти выдающиеся геологи, которые во главе с академиком Яншиным (он был первооткрывателем фосфатов на Кольском полуострове) стали хлопотать о профессиональном празднике. Готов предположить, что это были именно тюменские геологи. Выдающиеся, но далекие от московских коридоров и кабинетов. Иначе было бы непонятно упоминание первых месторождений Западно-Сибирской нефтегазовой провинции.
Скорее всего, наши профессионалы-первооткрыватели попросили Яншина, известного в стране ученого, в 47 лет избранного в Академию наук, возглавить их поход. Пока бумаги перемещались из кабинета в кабинет, их, еще не известные в то время, имена сами собой отпали, а сохранилось только имя добровольного предводителя. Спасибо ему.
Кстати. Отметим еще одну неточность, вкравшуюся, как принято говорить, в тюменские бумаги. В документе, который утверждает, что «первые месторождения Западно-Сибирской провинции открыты именно в 1966 году, который только-только начался». Просьба подана и услышана в марте. Однако месторождения, крупные и крупнейшие нефтяные, к тому времени уже были открыты. Уточним: Усть-Балыкское (1961), Мегионское (1961), Мамонтовское (1965), и даже на Самотлоре, крупнейшем из крупных, бригада бурового мастера Норкина пробурила первую скважину в 1965 году…Мелочь, конечно, но отсюда виднее. А выдающиеся не стали мелочиться.
Но все же попробуем выяснить, кто стал на самом деле инициатором Дня геолога?
Вот какой документ хранится в Нефтеюганском городском музее:
Интересный факт об учреждении Дня геолога
В учреждении профессионального праздника «День геолога» большая заслуга принадлежит Софье Гдальевне Белкиной. В 1965 году после череды открытий нефтяных и газовых месторождений группа геологов в лице Ю.Г. Эрвье, Л.И. Ровнина и С.Г. Белкиной выступила с инициативой о ходатайстве перед правительством Советского Союза об учреждении профессионального праздника. Подготовкой документов занималась С.Г. Белкина. Для представления в правительстве этого предложения в Москву из Тюмени были командированы Л.И. Ровнин и С.Г. Белкина. Им удалось убедить руководство страны в необходимости такого праздника. Постановлением правительства в следующем году был учрежден профессиональный праздник «День геолога». С тех пор отмечается в первое воскресенье апреля.
Скажем спасибо году шестьдесят шестому, одарившему нас новой информацией, и вернемся в благословенный, начальный, революционный, все преобразующий год, неимоверно трудный и победный -год шестьдесят четвертый.
Продолжение следует.
***
фото: Кадр из фильма «Главный геолог Лев Ровнин», студия ТАЧПРО, 2019 г.