Орешки для белочек и не только
В фонде поддержки населения и развития инфраструктуры имени Логачева рассчитывают увеличить количество растений съедобных видов в нашем городе. В парках Тюмени таких очень мало.
По словам основателя фонда Алексея Логачева, в прошлом году проводили аналитический сбор данных по видам растений, которые растут в самых эффективных биомах и теоретически могут выжить в наших условиях. Привлекали специалистов по лесным культурам, селекции и дендрологии. Сотрудничали с преподавателями вузов. Специалистов в этой сфере тоже не так много.
— Мы, конечно, общаемся с Леспаркхозом и городским управлением по экологии, но это немного выходит за рамки их должностных обязанностей. Мы установили, что наиболее эффективно будет воздействовать на продуктивность биомов лесов и лесопарков посадка орехоносных деревьев. Другие плодовые деревья плодоносят три-четыре недели в году — и все. А орехи могут лежать и будут актуальны для животных и зимой.
— Разве орехи у нас растут?
— Мы определили восемь десятков видов со всего мира, которые можно попробовать районировать. Даже собрали американские виды: как голосеменные, так и лиственные. Сейчас около 50 видов для нас выращивают в хозяйстве «Плодовое». Сказали, что могут их попробовать вырастить в открытом грунте. Конечно, не все вырастут. Но, например, в Тюмени у многих дачников растут интересные сорта орехов… А если посадить их в парках?
Алексей Дмитриевич перечисляет: лещина (фундук), серый орех, маньчжурский орех, орех Зибольда и другие. В природе много видов, и некоторые ботанические сады России их селекционируют. Будут ли они у нас плодоносить, неизвестно.
Вот, например, орехоносные голосеменные пятихвойные сосны. У нас есть кедровая сибирская сосна, но существует еще много других сортов.
— Eсть еще пиния.
— Она у нас расти не будет, скорее всего. Сейчас мы останавливаемся на посадке дальневосточного (корейского) кедра. Вот, сравните, сибирская сосна, а вот корейский кедр, — Алексей Логачев показывает картинки на телефоне.
Конечно, растения подбирались с учетом нашей климатической зоны.
— Мы смотрели, что растет в ботанических садах Санкт-Петербурга, Перми и других, откуда мы брали семенной материал.
— Вы им просто позвонили и попросили?
— Да, спросили, что будет расти в Тюмени крутое, и заказали у них.
Сейчас многие семена на стратификации, а что-то уже взошло. Уже этим летом можно будет понять, что будет расти.
Дальше, по словам начальника управления по экологии департамента городского хозяйства Анны Битюковой, возможно, будут согласованы места для посадки. Предполагается, что это будут парки и городские леса.
Но не посадить и забыть, а следить. Возможно, лет через 30-40 они начнут плодоносить.
В фонде нацелены вырастить съедобные для человека виды орехов.
Алексей Дмитриевич говорит, что сейчас самые эффективные по биологическому разнообразию леса именно на Дальнем Востоке. И что одна из вероятных причин кроется как раз в корейской сосне: ее плодами питается множество животных — от соболей до оленей.
— Хотите посадить ее в городских лесах для белочек?
— Для разнообразия. И для белочек в том числе. Это лишь один из этапов. Увеличивать биоразнообразие мы начали в прошлом году с одноклеточных — в водоемах. Вы знаете, что в наших условиях могут обитать больше 25 видов копытных? В России есть парки, где произвели показательную реинтродукцию копытных — это когда запускают животное, которые когда-то жило на этой территории, но вымерло. В Якутии это плейстоценовый парк, а еще есть Оренбургский заповедник.
Фонд поддержки населения и развития инфраструктуры имени Логачева подал заявку на грант, который поможет воплотить проект в жизнь.