X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Теплоснабжение стремится к балансу

Периоды резкого потепления — головная боль для энергетиков. В колл-центрах прибавляется звонков с требованием немедленно отключить отопление.

Запомните — сразу не вырубить

Относиться к городской системе теплоснабжения как к крану с горячей водой (захотел — включил, захотел — выключил) не получится. Масштаб не тот. Одних только труб под землей более 900 километров, а к ним еще сложный комплекс наземного оборудования. Простым нажатием кнопки все это не выключишь. Порядок ограничения и подачи тепловой энергии закреплен в 2012 году постановлением правительства РФ «Об организации теплоснабжения», и каждый год нам напоминают: отопительный сезон может быть прекращен, если в течение пяти дней среднесуточная температура воздуха превышает плюс пять градусов. То есть два-три дня тепла недостаточно. Особенно если прогнозируется похолодание.

— В одночасье весь город отключить от тепла, чтобы потом снова включить, мы не можем, — объясняет Роман Жаровцев, председатель комитета тепло- и газоснабжения департамента городского хозяйства. — Система теплоснабжения — большой комплекс оборудования, которое находится в подвижной тепловой деформации: сужается и расширяется. В начале отопительного периода мы несколько дней запускаемся, прогреваем сети. Они принимают необходимый размер, проявляют свою компенсирующую способность. Только после того, как прогрелись, полностью включаются в работу. Когда отопительный период заканчивается, постепенно начинаем их охлаждать. Резкие переключения могут быть связаны с рисками повреждений и множеством технологических проблем.

Но и людей понять можно — жить в духоте невыносимо. Поэтому снова и снова специалисты объясняют, что можно предпринять, чтобы комфортно пережить характерные для нашего климата весенние и осенние перепады температур.

Ремонт как решение проблем

Прежде не было теплового оборудования, способного подстраиваться под изменение наружной температуры воздуха. Одна надежда была на сантехников, что те вручную отрегулируют подачу теплоносителя, чтобы в квартирах стало не жарко и не холодно. Но тепловая сеть города становилась все длиннее, домов сдавалось все больше, сантехников оставалось все меньше, оборудование требовало ремонта. Бывало так, что в одном подъезде жильцы замерзали, в другом задыхались от жары. Изменить это можно было одним способом — полностью поменять внутридомовое оборудование теплового пункта. В 2014 году в Жилищном кодексе РФ появилась статья 169, посвященная взносам на капитальный ремонт многоквартирного дома. В список обязательных процедур внесен пункт по установке энергосберегающего теплового оборудования, в том числе тепловых пунктов с системой автоматического регулирования.

В хрущевке-пятиэтажке на улице Котовского, 4а капремонта ждали несколько лет. Он начался в 2022 году, закончился в прошлом. И жильцы говорят, что сразу почувствовали разницу.

— Многие у нас раньше жаловались, что в квартирах ужасно жарко, открывали зимой форточки и даже балконы, — рассказывает Наталья Колмакова, жительница дома. — Сейчас об этом не вспоминают. И жаловаться никуда не надо, и подкручивать — хотя при капремонте нам на радиаторы отопления поставили вентили. В квартирах идеальная температура. Раньше мы и платили за тепло намного больше. А теперь никаких скачков в оплате. Создали чат дома, если бы у кого-то были жалобы на отопление — мы бы сразу узнали. Но еще не было ни одной.

Антон Дорофеев, начальник производственно-технического отдела управляющей компании «Север», рассказал, что дом принят на обслуживание в 2007 году. Раньше на тепловом пункте был установлен элеваторный узел, который с регулированием тепла плохо справлялся, хотя каждый год его старались по максимуму подготовить к отопительному сезону. Сейчас вместо него пластинчатые обменники, автоматический узел смешения с контроллером, регулировка которого зависит от показания датчиков температуры наружного воздуха. В систему подается столько теплоносителя, сколько необходимо. Обслуживать оборудование, конечно, все равно приходится. И не только сантехнику, но и инженеру контрольно-измерительных приборов и автоматики. Но хлопот значительно меньше. Сантехник, например, только проверяет, чтобы не было протечек в соединениях, и периодически чистит фильтры. Кроме того, оборудование позволяет платить на 10-15 процентов меньше за услуги теплоснабжения.

Комфорт как изначальное условие

Во всех новостройках уже проектом предусмотрен тепловой пункт с автоматической системой регулирования. Подвальные помещения, где это оборудование устанавливают, даже выглядят по-другому. На входе не ржавый замок, а сенсорный домофон. Внутри можно ходить в полный рост, наслаждаясь чистотой и даже красотой инженерных сооружений. Трубы подачи тепла и воды, согласно федеральному закону об энергосбережении, покрыты особой краской или обернуты в теплоизоляционный материал, внешне напоминающий фольгу. Таким мы увидели подвал во втором корпусе дома N 4 по улице Анатолия Клиндюка.

— В этом квартале домов у нас своя котельная, — рассказывает Максим Клецкин, главный инженер управляющей компании «Звезда управляет». — Регулировка температуры происходит по наружному датчику температуры воздуха, который закреплен на фасаде дома. В зависимости от его показаний работает регулирующий клапан: если надо температуру внутри дома понизить, он закрывается, повысить — открывается. Кроме того, в каждой квартире на радиаторах установлены регуляторы.

На трубах в подвале нарисованы разнонаправленные красные и синие стрелки. Главный инженер рассказал, что они обозначают.

— Многие удивляются, что за строка такая в платежках: «холодная вода, используемая для целей ГВС». Дело в том, что горячая вода — та же холодная, только подогретая в каждом конкретном доме до необходимой температуры, -объясняет Максим Сергеевич. -Оплачивая услугу теплоснабжения, собственники квартир платят и за кубатуру воды, и за ее подогрев. В старых домах, где нет автоматики, платить, как правило, приходится больше, потому что расход теплоносителя трудно отрегулировать. Особенно при резкой перемене погоды. В новых домах такой проблемы нет, там внутри квартир температура примерно одинаковая, независимо от того, холодно на улице или потеплело. Кроме того, на всех трубах теплоизоляция, чтобы не было потерь тепла. Поэтому неоправданных скачков платежей у нас нет.

Обращайтесь — вам ответят

В компании «УСТЭК» еще раз напомнили, что обязанность регулировки тепла внутри дома лежит на обслуживающей организации. Жильцы имеют полное право требовать от своей управляющей компании, чтобы температура отопления была комфортной. Причина перегрева в квартирах может быть связана с неисправностью на внутридомовых системах отопления. Eсли же УК не реагирует на обращения потребителей, то можно обратиться и в колл-центр УСТЭК.

— При перепадах температур растет поток обращений не только с пожеланиями быстрее выключить отопление, но и с просьбами пока его не отключать, — отмечает Роман Жаровцев, председатель комитета тепло- и газоснабжения департамента городского хозяйства. -Чтобы соблюсти баланс интересов, мы систему резко не останавливаем. Все решения необходимо принимать в разрезе интересов потребителей. Закончится ли в этом году отопительный период раньше, чем в прошлом, пока трудно сказать. Прогноз на месяц вперед не всегда точный. Отопительный период закончится тогда, когда это действительно будет необходимо.

Михаил Кривощеков

***
фото: Котельная на улице Анатолия Клиндюка;Жители дома N 4а по улице Котовского; Роман Жаровцев, председатель комитета тепло- и газоснабжения департамента городского хозяйства.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта