X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Долго длящийся кошмар

Что нужно обычной городской семье с детьми? Место для прогулок с коляской, детский сад и школа неподалеку от дома. И, конечно, комфортное, безопасное жилье.

Так считают и жильцы дома номер 52 по улице Герцена. Того самого, вплотную к которому некогда вырос знаменитый тюменский долгострой на перекрестке улиц Герцена и Камышинской. Вырос, чтобы пойти под снос — гигантское кирпичное здание возвели с неустранимыми нарушениями. Сейчас от 16-этажки осталось немного, она на глазах превращается в гору битого кирпича.

С грохотом обрушивается груда кирпичей. Такой мощный «бабах», что поневоле вздрагиваешь.

— А представляете, когда с шестнадцатого этажа падало? Тут земля дрожала — и наш дом тоже. Вы понимаете, мы двадцать лет живем в разрухе, — говорит жительница дома Юлия Вихлянская.

Мы заходим во двор. Дует весенний ветерок, я чувствую кирпичную пыль на зубах. Во дворе и вокруг дома все кирпичного цвета, включая припаркованные автомобили.

…Дом на перекрестке Герцена и Камышинской — один из самых старых долгостроев Тюмени. Eго начали возводить в 2000 году, а сдать должны были в 2002-м.

— Стройка довольно долго стояла, а потом очень бодрыми темпами дом начал расти ввысь, — продолжает Юлия Вихлянская. — Дорос до одиннадцатого этажа. Мы, понимая, что застройка ведется вплотную к нашему дому, обращались в администрацию, в суд, бегали с рулеткой, все здесь вымеряли, пытаясь доказать нарушение норм инсоляции. Но ничего не помогло.

Тем временем застройщик на фундаменте, рассчитанном на строительство шестиэтажного дома, нагородил уже шестнадцать этажей. Стройку приостановили, начали разбираться, и обнаружилось, что тут нарушение на нарушении сидит и нарушением погоняет.

В 2017 году в отношении руководства компании-застройщика (ПСК «Континент») заведено уголовное дело. Компания признана банкротом, введена процедура конкурсного управления. Материалы, собранные конкурсным управляющим, свидетельствовали о фактах хищения имущества компании, которые допустило ее руководство в 2010-2013 годах.

В 2019 году, приняв во внимание многочисленные нарушения градостроительного законодательства, Калининский районный суд признал многоэтажку самовольной постройкой и постановил ее снести, а обязанность по сносу возложил на городскую администрацию. Проектная организация подсчитала, что разбор 16-этажного здания обойдется городскому бюджету в колоссальную сумму. 263,9 миллиона — в ценах 2019 года.

Решение было найдено — прибегнуть к процедуре безвозмездного сноса, когда исполнитель работ не получает деньги, но забирает себе весь строительный материал (который в ином случае подлежал бы возврату). Откликнулась компания «Техэнергоресурс», с ней и заключили договор. 1 июня 2021 года началась разборка конструкций. Предполагалось, что за год компания должна справиться, но она не справилась. Поиск нового подрядчика затянулся. Сейчас на площадке работает специализированный застройщик «СБК Град-строй», нагнали техники — и, похоже, история долгостроя скоро подойдет к концу.

— Наша скандальная история уже известна на весь город, — уверен Игорь Вихлянский. — Я сам лично писал в администрацию много раз. Мы обращались по поводу того, что крупные блоки — не кирпичики, а сразу часть стены во всю ширину — сбрасываются с высоты на землю. Грунт трясется, появляются трещины уже на нашем доме. Здание на улице Ленина, где сейчас сквер Крапивина, очень деликатно демонтировали: спускали битые блоки в специальных емкостях. И когда снесли тот дом, там сделали прекрасную зону отдыха.

— На участке за забором была бесхозная теплотрасса, и воды стекали под наш дом, — добавляет Владимир Кудрявцев. — Когда шли проливные дожди, подземный гараж в цоколе тонул. И только в этом году теплотрассу взяли на контроль в жилищной инспекции. Кроме того, из-за стройки у нас сложности с подъездом «скорой» и пожарной: однажды загорелись дрова в частном доме по соседству, и пожарная машина подъехать не смогла -тушили практически вручную.

— Смотрите-смотрите! Видите, плитка потрескалась возле холодильника, зимой пол дыбом встает, — Лариса Шведова пригласила меня в свою красивую квартиру. Она показывает на хитрый приборчик, отслеживающий параметры трещины, растущей на стене у санузла.

Побывала я и у народного мастера Союза художников России, исследователя и популяризатора традиционной тюменской домовой росписи Веры Быковой — ее частный дом с расписными ставнями находится неподалеку, на улице Камышинской.

— При начале разбора долгостроя строители варварски скидывали глыбы, и мой дом подскакивал, как от взрыва, а у нас же печное отопление. Мы обращались во все инстанции до мэра города, созвали комиссию, и стало получше. Думаю, что хозяева частных домов на улицах Камышинской и Смоленской тоже страдают, у них вся земля засыпана строительным мусором. Но опять же — на приеме в мэрии я узнала, что строительная компания разбирает долгострой бесплатно. Eсли мы будем сильно возмущаться, компания прекратит свою работу, и ни городу, ни нам от этого лучше не будет. Поэтому нужно дотерпеть, чтобы долгострой разобрали.

Однако факт, что сносом занимается застройщик, наводит местных жителей на тревожные мысли. И хотя на карте градостроительного зонирования 6-го планировочного района «Центральный» этот участок обозначен как ОД-2 — зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, — жильцы переживают, что целевое назначение участка может быть изменено.

— Администрация города уверяет нас, что решение относительно этого участка еще не принято, на кадастровом плане — фантом уже почти исчезнувшей многоэтажки, от которой, судя по темпам сноса, к началу строительного сезона не останется и следа. Что принесет нам следующий строительный сезон — неизвестно, — рассуждает Юлия Вихлянская.

— Неужели нам опять такую же многоэтажку под окна влепят?! -восклицает Лариса Шведова.

Лучший вариант для всех — это, конечно, образовательное учреждение, считает Юлия. С ней согласна Вера Быкова.

— Детский сад, к которому наш район относится по микроучастку, — это компактное здание на улице Белинского, 26 (в трех километрах от нас, в густонаселенном районе). С местами там беда. Корпус по адресу улица Короленко, 10 закрыт — аварийное состояние. Между тем норматив — 55 мест на тысячу жителей. Мы, конечно, готовы терпеть неудобства, связанные со сносом, — примирительно говорит Юлия. — Разбирают долгострой с утра до вечера, в праздники и выходные — работа идет высочайшими темпами. Но если все это только для того, чтобы в конце снова получить здесь многоэтажный жилой комплекс, то я даже не знаю, что сказать… Мы согласны на что угодно, но не на гигантского монстра, который снова заслонит нам солнце. Мы даже опрос запустили среди жителей нашего района: спросили их, что бы они хотели видеть на месте снесенного дома.

По состоянию на утро 3 апреля в опросе приняли участие 1030 человек. Каждый мог выбрать несколько вариантов, среди которых есть и многоэтажный жилой комплекс. Большинство участников хотят видеть на освободившемся месте сквер — 583 человека, или 57 процентов опрошенных. За новый корпус гимназии N 1 отдано 498 голосов, или 48 процентов. Спортивный объект набрал 184 голоса — 18 процентов. За детсад проголосовали 134 человека — 13 процентов.

***
фото: Демонтаж долгостроя.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта