Умение думать пожарному очень важно
В учебном центре противопожарной службы проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации не только пожарные, но и водители, спасатели, диспетчеры, руководящий состав и члены добровольных пожарных команд и дружин. Для отработки навыков здесь есть новейшие тренажеры.
Обращаться только на «вы»
Преподавателей в центре 11, и каждый знает свой предмет не только в теории.
— Мы учим тому, что умеем сами, — говорит Сергей Диттер, заместитель начальника учебного центра. — Все преподаватели у нас с большим практическим опытом, служили в пожарных подразделениях. Нам необходим опытный контингент и очень узкой направленности. Мы не можем взять человека сразу после вуза и поставить его вести занятия. Он просто не сможет ничего дать нашим слушателям. Пожарный — это профессия, которой нельзя научить только в теории.
Михаил Бирюк работал в пожарной охране 44 года, в 1986 году принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Ведет предметы, в программе которых изучение технических средств пожаротушения, аварийно-спасательных и газодымозащитных инструментов и оборудования. Курс обучения — 180 часов, на теорию отводится 70, на тренажеры — 40, остальное — на практическую отработку.
— Иногда к нам приходят совсем новички, — рассказывает Михаил Николаевич. — А у гражданских автомобилей совсем другое вождение. С включенными проблесковыми маячками и звуковыми сиренами не так просто передвигаться по городу. Вначале все проходим в теории, потом отрабатываем на тренажерах, и лишь затем переходим на технику. Конечно, машины, на которых мы когда-то работали, с нынешними не сравнить. Раньше самым мощным считался ЗИЛ-131, но взять он мог только две тонны воды. Кажется, что это много, но на пожаре расходуется мгновенно. Сейчас у нас только один ствол может расходовать около 350 литров в минуту, или 3,5 тонны за десять минут. А если работает три таких ствола? Посчитайте, сколько потребуется воды. В кабинах сейчас много компьютерной начинки. Выбираешь функции на табло, и автоматика будет сама работать. Техника стала более сложная, но и люди другие. К нам все чаще приходят учиться сотрудники с высшим образованием.
В этой профессии опыт незаменим. Ведь пожары не бывают однотипными. Вчера, например, дом горел так, а завтра такой же — совсем по-другому. Обстановка может меняться быстро. Опытный наставник может рассказать новичку, что надо делать сразу, а чего не делать, как быстро, но без суеты выбрать правильное решение.
— К огню надо обращаться на «вы», — считает Михаил Николаевич. — Не идти против него сломя голову. Это противник жестокий и сильный. Eго не боятся только дураки. Но чтобы победить, его надо понять. Где-то даже поклониться ему, и на колено встать, и даже проползти. И такое отношение отрабатывается еще в процессе учебы.
Научить быть неравнодушным нельзя, но без этих качеств работать в противопожарной службе невозможно. И кто какой человек, тесты не покажут, все опять же решает практика. Пусть даже учебная. Eсть, например, в центре интерактивный тренажер, на котором отрабатываются действия оператора (он же водитель пожарной машины с выдвижной лестницей). На какую высоту конструкция выдвинулась, на каком расстоянии она от точки, где находятся люди. В проем окна, например, она должна зайти так, чтобы люди спокойно могли взяться за поручни. Пострадавшие часто находятся в шоке, для них и третий этаж кажется высоким, что уж говорить, если речь пойдет о тридцатом (подъемник может достигать 90 метров). Человек в такой ситуации просто цепенеет от ужаса. Eсли лестница не дойдет до окна даже на десять сантиметров, это будет восприниматься как пропасть.
— Результат во многом зависит от того, как сам слушатель подходит к процессу обучения, — говорит Михаил Николаевич. — Бывает, и отчисляем, если видим, что человек относится ко всему формально. Равнодушие слишком опасно. Здесь все связано с человеческими жизнями.
Пожар уважает думающих
Ринат Ханипов, старший преподаватель центра, обучает слушателей работе со средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения. Одни дыхательные аппараты работают по замкнутому циклу на сжатом кислороде, другие — по незамкнутому на сжатом воздухе. Модификации хоть и меняются, но суть остается та же. У приборов, которые используют сжатый кислород, продолжительность работы может составлять до четырех часов, они незаменимы на объектах большой протяженности — в туннелях, метрополитене, речных и морских портах, теплоэлектроцентралях и теплоэлектростанциях, у которых очень длинные кабельные шахты. Но минус в том, что такое оборудование сложное в обслуживании, после каждого применения его надо разбирать до винтика, поэтому срок возвращения их в работу достаточно большой. А те, что применяются на сжатом воздухе, легче и проще, но хватает их максимум минут на сорок. Все это пожарные должны знать назубок.
— Чтобы бороться с огнем, надо знать все требования и нормативы, — говорит Ринат Ханипов. — Но главное — думать головой.
С этим согласен и Алексей Бабура, заведующий отделением пожарной тактики и службы.
— Eсли человек пришел в пожарную охрану, он должен быть готовым ко всему, — говорит Алексей Михайлович. — Поэтому в этой профессии такой серьезный отбор, почти как на военной службе. Например, когда мы поступали в военное училище, нас тестировали несколько дней, и после этого отсеялось около 70 процентов абитуриентов, а потом многие написали рапорт об отчислении после того, как нас на три дня забросили в лес с проверкой на выживание. На пожаре тоже никому не нужен нытик: «Я не могу на это смотреть, я не могу это сделать». Eсли ты пришел на эту работу — забудь про «хочу» и «не хочу». Eсть приказ — и ты должен его выполнить.
При всей строгости Алексей Михайлович, говорят мне, может фантастически увлекательно рассказывать о законах физики. «Eсли обучающийся будет просто что-то механически конспектировать, то ничего и не усвоит, — говорит он. — Можно, конечно, во время лекции включить слайды, показать диаграмму, заставить цифры переписывать, но толк будет минимальным. Поэтому с годами у каждого преподавателя накапливается свой секретный набор примеров из жизни и случаев на каждую тему. И такой материал постоянно пополняется. Но никакая теория и даже учебная практика не сможет на сто процентов показать, каким человек будет на деле, как будет действовать в экстремальной ситуации, насколько он подготовлен. В реальности, пока не отработаешь все до автоматизма, в ситуации, когда на размышление есть только доли секунды, вряд ли сможешь принять верное решение. Мы многому можем научить, но пожарный должен уметь учиться. Должен развивать себя — физически и интеллектуально».
— Идя в огонь, человек должен быть профессионалом высокого класса — только при этом условии он и людей спасет, и пожар потушит, и сам уцелеет, — говорит Иван Лушников, начальник Тюменского учебного центра ФПС. — Вывод простой: нужно готовить хороших специалистов, что мы и делаем. В образовательном процессе должны быть продуманы все возможные варианты пожара, созданы все условия для обучения слушателей. И надо помнить суворовский наказ: «Тяжело в учении -легко в бою».
ФОТО МИХАИЛА КРИВОЩEКОВА
***
фото: Пожарные должны уметь и конспектировать;Михаил Бирюк рассказывает об устройстве системы насосов пожарного автомобиля;Один из вариантов газодымозащитного обмундирования;Памятник пожарным на территории учебного центра.