X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Железные правила пользования гаражом

Под «гаражную амнистию» попадают 256 гаражных кооперативов Тюмени. Но не везде и не всегда она проходит гладко.

Тюменская область вошла в топ-10 российских регионов по количеству оформленных земельных участков под гаражами. По данным регионального управления Росреестра, в регионе уже оформлено 96б2 земельных участка под гаражами общей площадью 236 тысяч гектаров. Только в областном центре правом на гаражную амнистию могут воспользоваться свыше 26 тысяч тюменцев. Ход реализации закона обсудили депутаты областной думы на заседании за круглым столом.

Инструмент расширения пространства

В отличие от дачной амнистии, которая действует более 17 лет, гаражная амнистия как механизм упрощенного оформления прав собственности на гаражи и земельные участки под ними заработала относительно недавно — 1 сентября 2021 года. Оформить землю можно не только под капитальными гаражами, но и под так называемыми сварными, металлическими. Но при условии, что они были построены до 30 декабря 2004 года. Кроме того, амнистия не касается гаражей, пристроенных к другим объектам, а также двухэтажных или расположенных над подземной парковкой. Eсли никаких препятствий нет, то собственник получает землю бесплатно, не выкупая ее у государства или муниципалитета, а просто оформляя на свое имя.

— Программу гаражной амнистии можно назвать народной, она пользуется большой популярностью, -говорит Андрей Киселев, заместитель губернатора, директор областного департамента имущественных отношений. — Мы ежеквартально проводим опрос о качестве госуслуг по гаражной амнистии, и заявители отмечают быстроту оформления и минимальный требуемый пакет документов. За период действия амнистии было подано 15 576 обращений на оформление прав от членов 263 гаражных кооперативов. В 80 процентах случаев принимается положительное решение.

Интерес к гаражной амнистии растет с увеличением числа проектов комплексного развития территории. Ранее участки, включенные в КРТ, не позволяли оформить гараж в собственность, пока в Земельный кодекс не внесли поправки. И чем больше оформлено таких земельных участков, тем лучше. От этого выигрывают все -и собственники, и застройщики, и бюджет, доходная часть которого пополняется налогами.

— Гаражная амнистия — необходимый инструмент для создания качественных и цивилизованных правовых условий гражданского оборота таких объектов, как гаражи, — подчеркнул Владимир Третьяков, заместитель главы города. — И мы работаем здесь по двум направлениям. Первое — реализуем ФЗ N 518, который обязывает органы местного самоуправления обеспечить EГРН информацией о правообладателях объектов недвижимости. Большая часть таких объектов — гаражи. В этом году выполним эту задачу на сто процентов. Второе связано с реализацией проектов КРТ. Проводим встречи с горожанами, вовлекая их в процесс принятия решений по комплексному развитию территории. Недавно, например, встречались с жителями микрорайона Антипино, которых беспокоит, что будет с их гаражами и погребами. Уже достигнута договоренность с застройщиками, что даже в тех случаях, когда документы не оформлены, права владельцев обеспечиваются наравне с собственниками. Застройщики выплачивают компенсацию. Делают это добровольно, но хотелось, чтобы все работало на системной основе, чтобы обязанности застройщиков были закреплены законодательно. Мы направили предложения в Минстрой о внесении поправки в Градостроительный кодекс. Надеемся, что в этом или в следующем году спокойно сможем вовлекать застроенные гаражами участки в проекты реновации и КРТ, улучшая его пространственную составляющую.

Цивилизованная борьба с минусами

При всей простоте процедуры гаражной амнистии не у всех и не всегда получается оформить все документы с первого раза. О трудностях, с которыми сталкиваются граждане, рассказала депутат Тамара Казанцева.

Для участия в гаражной амнистии требуется документально подтвердить право пользования гаражом — предоставить решение органа власти или предприятия, выделившего земельный участок. Тут, как правило, возникают проблемы, особенно у тех владельцев, которые получили гараж еще в советские времена. Частной собственности не существовало, документы выписывались формальные или не выписывались совсем. Кто ж знал, что через десятилетия придется доказывать, что ты -это ты, и гараж — твой. С такой ситуаций столкнулись, например, в одном из тюменских гаражных кооперативов, организованном Обь-Иртышским пароходством в 1987 году и ликвидированном в 2019 году. План постройки, согласованный в Тюменском горисполкоме, удалось отыскать, но самого решения о выделении участков у людей нет. Зарегистрировать право собственности они не могут, хотя есть и членские книжки, и счета на оплату электроэнергии. В гаражном кооперативе «Монтажник» другая беда. Люди хотели выкупить землю, расторгли договор бессрочного пользования, но пока оформляли все бумаги, нашелся гражданин, который заключил договор о выкупе участка и отказался общаться с членами кооператива по поводу аренды. Конфликт удалось урегулировать только в октябре благодаря тому, что был принят федеральный закон о гаражных объединениях. Eще пример: ряд гаражных кооперативов столкнулся с тем, что в связи с расширением их территории произошла перенумерация гаражей. И когда человек обращался в Росреестр, становилось непонятно, какой гараж где расположен. Председатели гаражных кооперативов до сих пор не знают, как актуализировать эти планы.

Много вопросов возникает и по бесхозным гаражам. Их владельцы годами не появляются в кооперативах, не платят членские взносы, не несут бремя содержания общего имущества, которое в большинстве случаев находится в запущенном виде — нет ни нормальных дорог, ни освещения, ни видеонаблюдения, оставляет желать лучшего и внешний облик фасадной части. Причем эта проблема будет только нарастать с годами.

— Непонятно, что делать и с гаражами, владельцы которых в период гаражной амнистии так и не объявятся. Как их искать? Ведь сколько бы амнистию ни продлевали, сто процентов владельцев свои права все равно не зарегистрируют, — считает депутат Артем Зайцев.

Депутат Олег Гальченко обратил внимание также на правовой статус гаражных кооперативов. Он назвал его рудиментом, оставшимся с советских времен. Нынешние гаражные кооперативы, по сути, кооперативами не являются, а представляют собой некое подобие общественной организации. Необходимо вносить изменения в Гражданский кодекс и «исключить этот вакуум в регулировании деятельности гаражных кооперативов». Тогда не надо будет никого заставлять и уговаривать оформлять собственность. Просто тех, кто этого делать не хочет, вывести в отдельную категорию, которая тоже будет обязана нести расходы по содержанию общего имущества.

— Закон о гаражной амнистии работает на территории области эффективно, — подвела итог обсуждению Наталья Шевчик, заместитель председателя областной думы. — Хотя есть вопросы, которые требуют регулирования. Город развивается семимильными шагами. Необходимо рассмотреть все возможные варианты, чтобы гаражи вписывались в городскую среду цивилизованно, красиво и форматно.

ФОТО ЮЛИИ КОНОНОВОЙ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта