Инклюзивное— значит с душой
Преподаватель колледжа цифровых и педагогических технологий Русана Самарцева обучает студентов специальной педагогике и психологии. Она объясняет будущим учителям начальных классов в области коррекционного обучения, как работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И помогать им социализироваться.
Русана Ягфаровна заняла третье место на областном конкурсе «Педагог года» в номинации «мастер года».
— Моя задача — научить студента работать и принимать таких детей. Это непросто. Эти дети требуют особенного внимания, — поясняет Русана Самарцева. И рассказывает, как выезжают группами в детский психоневрологический дом-интернат в Успенке. Ребята проводят там творческие мастерские: лепят с детьми изделия из гипса, раскрашивают, конструируют. А еще в рамках курса регулярно посещают библиотеку для слепых.
— С нами там работает незрячий библиотекарь, он демонстрирует, как читать шрифт Брайля, как правильно набирать текст. А то у наших студентов хорошо развиты только указательные пальцы — из-за постоянного использования гаджетов! Поэтому мы работаем над их мелкой и крупной моторикой, чтобы пальцы были чувствительны, и студенты могли в дальнейшем научить ребенка читать по этому методу или чувствовать предметы, которые его окружают.
Русана Ягфаровна любит экспериментировать, например, чтобы студенты лучше понимали слабовидящих людей, на нескольких занятиях на все время лекции надевают на глаза маски для сна и учатся шрифту Брайля. А чтобы лучше понимать, что испытывает ребенок с речевой патологией, набивают рот зефиром (маршмеллоу) и пытаются говорить.
Педагог, смеясь, рассказывает, что магазины по соседству радуются, когда она готовится к таким парам, потому что скупает у них весь зефир, но ей совсем не жалко денег, просто хочет показать студентам, насколько дети нуждаются в помощи.
В этом колледже Самарцева работает четвертый год, а начинала карьеру педагога в родном Нижневартовске, после университета устроилась в коррекционный детский сад.
— Почему я выбрала это направление? В 2010-м у меня родился сын Денис, у которого тоже речевая патология, ему скоро уже четырнадцать. Но несмотря на то, что он пошел в тот же сад, где я работала, первое время я привыкала к таким детям. У меня наготове лежало заявление с открытой датой по собственному желанию… я отработала два года. За это время я поняла и приняла этих детей.
Теперь, когда Русана Ягфаровна приезжает в дом-интернат, на собственном примере показывает студентам, что детей не надо бояться. Их надо обнимать. Сами-то они об этом не попросят.
Поначалу студенты плакали на таких выездах. Но Самарцева объясняет им, что жалеть детей не стоит, а нужно направлять, помогать и обнимать.
По словам Русаны Самарцевой, когда в 2012 запустили инклюзивное образование, многие педагоги были не готовы к таким детям. Теперь есть возможность это исправить.
— Вы считаете себя мастером?
— Скорее профессионалом.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Русана Самарцева.