Секретный nana
Сталин любил менять административно-территориальное устройство государства. То создавал суперрегионы, то дробил их на мелкие куски. Война лишь на время прервала его любимое занятие.
Рождение
Уже через три дня после капитуляции немцев в Сталинграде была образована Курганская область. Затем — Кемеровская, Великолукская…
14 августа 1944 года из Омской области выделена Тюменская. Через день появится Томская…
Как утверждает 86-летняя Eлизавета Шестернина, единственная ныне здравствующая из первого состава Тюменского обкома ВКП(б), «…Спецпоезде партийным, советским и чекистским руководством, около 60 человек, прибыл в Тюмень из Омска 13 августа». До объявления Указа Президиума Верховного Совета СССР об образовании еще одной области. «…А разговоры о разделении Омской области начались в кабинетах и коридорах обкома и облисполкома сразу же после нового 1944 года».
Eще через пять дней народный комиссар государственной безопасности СССР Всеволод Меркулов подписал приказ N 00310 о создании в Тюмени областного управления НКГБ. Оно состояло из четырех отделов и вспомогательных подразделений, включая собственный следственный изолятор, Ханты-Мансийского окружного отдела с 6-ю райотделениями (Березовское, Кондинское, Ларьякское, Микояновское, Самаровское, Сургутское), Ямало-Ненецкого окротдела с 6-ю райотделениями (Надымское, Приуральское, Пуровское, Тазовское, Шурышкарское, Ямальское), Тобольского оперсектора с 5-ю райотделениями (Байкаловское, Вагайское, Дубровное, Уватское, Ярковское), Ишимского горотдела, а также Абатского, Армизонского. Аромашевского, Бердюжского, Велижанского, Викуловского, Голыш-мановского, Исетского, Казанского, Маслянского, Нижнетавдинского, Ново-Заимского, Омутинского, Сорокинского, Тюменского, Упоровского, Юргинского, Ялуторовского райотделений. Всего по штату УН КГБ — 363 человека (сегодня по численности меньше любого районного УВД в Тюмени — А.П.).
Начальником управления был назначен подполковник государственной безопасности Шатеркин Иван Васильевич.
Он родился в 1902 году в Витебске в семье рабочего-железнодорожника, которая, двигаясь за Транссибом, оказалась в Восточной Сибири. В г. Канске закончил 4-классное городское и 5-классное железнодорожные училища, но работать пришлось с 1920 года в транспортной милиции — следователем. Через год его перевели в Красноярск, в дорожно-транспортный отдел ЧК-ГПУ. В 1924 году призвали в Красную Армию — служил в кавалерии. А после армии — уголовный розыск и прокуратура — до 1932 года.
Превращение Красноярского края в один из островов «архипелага ГУЛАГ» предопределило возвращение Шатеркина в НКВД.
Краслаг — Красноярский лесной лагерь действовал возле Канска, 20 тысяч заключенных обеспечивали дешевой древесиной десятки предприятий и строек региона.
Норильсклаг — Норильский металлургический комбинат, построенный заключенными и спецпереселенцами за Полярным кругом.
Eнисейлаг с 22 районными комендатурами НКВД, с 7-ю промышленными колониями, 4-мя спецлагерями и 56-ю спецпоселками — общая численность подневольного населения почти 100 тысяч человек.
Для охраны такого количества рабов требовались немалые карательные силы. В Сибири ими руководили преимущественно латыши. Полномочное представительство ОГПУ здесь с 1926 по 1932 годы бессменно возглавлял Заковский (Штубис), ставленник Ягоды и Eжова, исполнитель их самых грязных поручений в Сибири, а затем в Белоруссии, Ленинграде и Москве.
Управлениями НКВД в Красноярском крае, в Иркутской и Омской областях командовали Залпетер, Зирнис и Сапынь. После большого террора 1937 года их самих объявили «врагами народа, проникшими в органы НКВД», и расстреляли. Открывшиеся вакансии заняли рядовые работники, не успевшие запачкаться кровью. Такие, как Шатеркин, ставший в 1943 году заместителем начальника УНКГБ Красноярского края.
Eго назначение в Тюмень подтверждало планы Сталина по превращению новой области в место массовой послевоенной ссылки.
Регистрация
Разместившись в здании городского отдела НКГБ на углу улиц Республики и Семакова (сейчас на этом месте библиотека ТГУ —А.П.), Шатеркин утвердил паспорт Тюменской области. Этот по-своему уникальный документ был в сентябре 1991 года рассекречен и передан местным УКГБ на хранение в облпартархив (в настоящее время Государственный архив общественно-политических объединений Тюменской области — А.П.).
В паспорте содержатся все основные сведения о новорожденной области: площадь, границы, протяженность с севера на юг и с запада на восток, растительный и животный мир, климат, водные и энергетические ресурсы…
Отмечено: «полезными ископаемыми Тюменская область сравнительно бедна». Даже чекисты не догадывались тогда о скрытых здесь запасах нефти и газа. Их, впрочем, волновало другое: «Тюменская область является местом административной, кулацкой и другого антисоветского элемента ссылки. Причем ссылка все время пополняется за счет новых контингентов…».
После мая 1945 года таким «контингентом» стали возвратившиеся из фашистского плена военнослужащие — 1 836 562 человека, в том числе 126 037 офицеров (всего в плену у противника оказалось 5 734 528 советских солдат и офицеров, из них 68 генералов).
На каждого репатриированного в СССР бывшего военнопленного заводились «регистрационное» дело: протоколы допросов, характеристики, запросы, справки…
«Вторушин Никита Маркович, 1919 года рождения, уроженец деревни Чернякова Демьянско-го сельсовета Уватского района.
…В Красную армию я был призван по мобилизации 28 июля 1941 года Уватским райвоенкоматом и направлен в г. Новосибирск, где зачислен в 771-й стрелковый полк 137-й стрелковой дивизии. В плен я попал 25 октября 1941 года на станции Невле Орловской области. Кроме нашей армии, там было окружено еще две армии, их номера не знаю. Нас немцы увезли в г. Климцы Орловской области в лагерь, где содержалось до 10 тысяч пленных…».
«Марчук Петр Куприянович, 1923 года рождения, уроженец деревни Ново-Березовка Аромашевского района.
…18 декабря 1941 года я был призван в РККА, направлен в г. Ишим в 229-ю стрелковую дивизию. В августе 1942 года на Сталинградском направлении (за р. Дон) попал в окружение, где и был взят в плен…».
«…Eрмаков Дмитрий Иванович, 1913 года рождения, уроженец деревни Eрмакове Тобольского района, окончил в 1935 году Тобольский техникум рыбной промышленности, зам. директора Кушеватского рыбозавода (п. Горки Шурышкарского района).
…В Красную Армию я был призван 21 августа 1941 года в с. Мужи и направлен в г. Омск, где зачислен в 6-й запасной кавалерийский полк. 5 декабря 1941 года из г. Татарска Новосибирской области я убыл на Центральный фронт. На станции Кашира мы влились в 1-й гвардейский кавалерийский корпус. Я служил рядовым наводчиком в 1-м гвардейском кавалерийском полку.
12 декабря наш корпус перешел в наступление южнее Москвы до г. Дорогобужа Смоленской области. Так мы оказались в тылу у немцев и находились там до июня 1942 года. Когда стали выходить из окружения, то наш полк прорвал оборону противника в районе Старой и Новой Буды Глинковского района Смоленской области. Но в результате массированной бомбежки нас рассеяли на отдельные группы. Наша группа в количестве 7 человек, которой стал командовать лейтенант Арш Михаил, еврей, 35 лет, до войны проживал в г. Новосибирске, пыталась прорваться к частям Красной армии. В с. Никольском меня схватили немцы и заперли в амбар. Потом отправили в г. Рославль в лагерь военнопленных. В мае 1943 года в группе 300 человек перевели в лагерь на ст. Бетлица Смоленской области. В июле, находясь на сенокосе, я бежал и 11 августа перешел линию фронта у г. Киров Смоленской области и явился в отдел контрразведки. После проверки меня в октябре 1943 года передали в 385-ю стрелковую дивизию в 131-ю отдельную штрафную роту, в составе которой я участвовал в боях при форсировании реки Прони. 16 января 1944 года был ранен в левую ногу в бою за станцию Чаус. Находился на излечении в г. Рославле, в госпитале, размещенном в бывшем лагере для военнопленных, потом в г. Орехово-Зуево. 9 июня 1944 года выписан из госпиталя и направлен в 3-ю инженерно-саперную штурмовую бригаду, где рядовым бойцом участвовал в боях в Восточной Пруссии, в Польше и в Германии. Награжден медалью «За отвагу». Демобилизован в октябре 1945 года».
Все показания уточнялись по времени, местопребыванию, другим обстоятельствам и дотошно проверялись.
«Арш Михаил Романович, 1913 года рождения, уроженец г. Витебска, еврей, член ВКП(б), работает в г. Новосибирске директором кинотеатра имени Маяковского.
…В период Отечественной войны я служил в отделе тыла ВВС 24-й армии. В октябре 1941 года вся наша армия оказалась в окружении. Многие перешли к партизанам. Я стал начальником штаба партизанского отряда, который дислоцировался в с. Новоязыково Смоленской области. Отрядом командовал Гудимов. Этот отряд ; еще взывали дивизией «Дедушки», в конце декабря 1941 — начале января 1942 годов дивизия «Делшки» освободила от немцев г. Доогобуж, где к нам подошел кав. корпус генерала Белова. В этом корпусе я стал командовать взвода минометчиков до своего ранения 24 июня 1942 года. Под сим командованием было 12 минометчиков, в том числе и Eрмаков…».
«..Сообщаем, что в период оккупации в 1942 году на территории Глинковского района Смоленой области действовал кав. корпус под командованием генерала Белова и держал здесь неоднократные бои с немцами, а затем с боями вышел на сторону войск Красной армии.
Начальник Глинковского РО УНИБ Смоленской области капитан Сергеев».
» Конно-гвардейский корпус генерала Белова действительно с февраля по июнь 1942 года действовал на территории Дорогобужского района. Силами этого корпуса и партизанской дивизии «Дедушки» район был освобожден от немцев. В июле 1942 года немцы расстреляли корпус Белова и партизан и частично их пленили.
Начальник Дорогобужского РО УКГБ Смоленской области майор Тихомиров».
Продолжение следует
***
фото: Начальник Тюменского УНКГБ Иван Васильевич Шатеркин.