X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Над всем витает «дыр бул щыл»

Давид Бурлюк писал, что «Крученых, «сам того не зная», создал первое стихотворение на принципе «инициализации словес», то есть «дыр бул щыл» означает «дырой будет уродное лицо счастливых олухов».

Так что это не набор звуков, не абракадабра, а одно из творений поэта Серебряного века Алексея Крученых, написанное «заумным языком»; как считал автор, «оно более русское, чем вся поэзия Пушкина вместе взятая», и с единомышленниками по творческому цеху — Eсениным, Маяковским, Малевичем, Блоком и другими — взбунтовался против «старого мира искусства».

В среду вечером на сцене ДК «Нефтяник» демонстрировали связь между прошлым и будущим в спектакле режиссера Никиты Герасимова «Футуристы», точнее — в первой хип-хоп опере под музыку композитора Сергея Семушина. Сопровождал действо Тюменский духовой оркестр, возглавляемый Тимуром Бахровым, «творческих бунтарей» оживляли актеры театра «Ангажемент».

Проект представлен штабом культурных проектов и центром культуры и творчества «Тюмень» при поддержке президентского фонда культурных инициатив.

Либретто: поэты и художники, ориентируясь не на высокое искусство своих предшественников, а на городской фольклор и плакат под крылом революции, вместе со всеми желающими отреклись от старого мира и бросились создавать новый, свой: устраивали бурю в стакане воды, шли против всех, хотя им никто особенно и не мешал — скорее они, ведомые собственными комплексами, искали приключений и нашли их очень быстро, «один петлю, другой пулю, третий… ну да ладно».

…На часах уже, как в песне, без пяти, заботливые капельдинеры просят поторопиться, а то сидеть, говорят, вам на балконе. Девушки, краснокосыночницы в матросских тельняшках, словно сошедшие с революционных плакатов, вручают зрителям программки.

Что меня ожидает:

«В постановке вы сможете ощутить энергию и революционный дух времени и погрузиться в атмосферу творческого взрыва, который привел к зарождению нового художественного движения. Спектакль призван не только рассказать историю футуристов, но и продемонстрировать связь между прошлым и современным миром, подчеркнув важность и актуальность творческого самовыражения в искусстве. Музыка, написанная специально для спектакля, обещает динамизм, современность и обогащение интерпретации истории футуристов».

И тут как-то кстати вспомнился профессор Преображенский с его нравоучениями о клозетах и лопнувших трубах (пока одни поют, другие оперируют) — это я про футуристов.

На сцене зарождалось в муках новое государство, а вместе с ним и новое искусство. Родители этого нового ребенка отрекались от старого мира.

В поэтических дуэлях «стенка на стенку», пером без шпаги, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский и Eлена Гуро сходились с Ахматовой и Eсениным и ждали перемен. Они наступили. но не те, на которые поэты рассчитывали. Влюблялись и разочаровывались, «растрачивали себя в угаре пьяном», расчесывали язвы личных комплексов под хип-хоп — уличное движение, рожденное в прошлом веке на улицах Бронкса.

Загоняли клячу истории и предавали анафеме всех, кто шагает правой. Так же активно поворачивались к прошлому задом. Долой мещанский образ — и герань на окошке, и шляпки с вуалью, и Васнецова с Аленушкой на камушке -туда же, в топку! Да здравствуют красные косынки с тельняшками и черный квадрат! И вот женщины — это уже не романтичные Катя и Даша в шляпке и кружевах «прямо из Парижа» из «Хождений по мукам» и не инфантильная дама с собачкой, а женщина-товарищ в красной косынке и в брюках, толстовская «эскадронная шкура» с цигаркой в зубах и наганом за поясом, пол которой уже трудно угадывается из-за надвинутой на глаза кепки и стрижки ежиком («Вы мужчина или женщина? Какая разница!»).

Звучат стихи и отрывки из биографий Бурлюка, Маяковского, Хлебникова, Гуро и Крученых, на экране кадры революции, портреты авторов и декорации Казимира Малевича для оперы «Победа над Солнцем».

— Мы своей хип-хоп оперой хотим рассказать о том, что поэты-футуристы начала прошлого века — это такие же смельчаки и бунтари, как и рэперы современности, — говорит режиссер, — но это все же разные весовые категории: и по таланту, и по свойствам, и по масштабу.

Действо продолжалось, Eсенин с комплексом деревенского парня, севшего не в свои сани, сразу попал в великосветское общество и «себя растрачивал в скандалах», Маяковский («я вот тоже ору, а сказать ничего не умею») все «любви искал и не нашел», да и Крученых с предложениями «выбросить Толстого, Достоевского, Пушкина с парохода современности» и написать свои, новые «дыр бул щыл». Тут и материнская тема, и внутрисемейные конфликты, «комплекс Гамлета» и роковая любовь, доведшая до ручки многих авторов.

Оркестра было много, он был на высоте, как и всегда, и притягивал внимание, и могучая кучка новых светочей от искусства, которая по режиссерскому замыслу должна была изображать бунтарей, выглядела как-то неубедительно и меркла рядом с «флейтами водосточных труб».

Отзывы о постановке разные: дамы золотого возраста в вечерних туалетах и жемчугах (я подумала, что им не хватает вееров), стоя у мраморной колонны рядом с гардеробом, бурно, чуть не взахлеб восхищались актерской игрой, мужчина, пожелавший остаться Мистером Икс, как Уинстон Черчилль, ничего не прокомментировав, мимикой рассказал мне больше. Дмитрий и Мария оценили новизну творчества режиссера, молодая поэтесса Eкатерина Назарова оценила постановку и как будущий режиссер отметила, что свет, направленный в зал, на зрителей, ей показался удачным постановочным ходом. «Мне хотелось встать и пойти за всеми в едином порыве, я словно ощутила себя в центре событий», — сказала Eкатерина.

Кто-то считает, что опера прошла на едином дыхании и необходимы повторы! Поэты, которых сыграли наши актеры, гораздо правдивее показаны, чем это сделали в кино же очень популярные мастера сцены.

Практически все пожаловались на низкое качество звука, из-за чего половину слов разобрать не удалось. Но поскольку это только эксперимент (а продолжится он или нет, никто не знает), задача его какая? Правильно, анализ, работа над ошибками — без сомнения, они будут исправлены. Например, можно еще попробовать, но без рэпа, с гармошками и балалайками, сделав реверанс в сторону Eсенина.

Ярослав Журавлевич, на мой взгляд, никак не подходил для роли Маяковского — актер совершенно другой фактуры. Актеры «Ангажемента» в целом со своей задачей справились. В общем, отдельно все были хороши, но плохо сочетались вместе (как борщ с вареньем).

Можно с чем-то не согласиться, но стремление нырнуть в глубину Серебряного века, черпать там вдохновение и транслировать его через такой спектакль молодежи, говорит о энергетическом совпадении поколений, и это радует. И вдруг так случится, что чья-то рука потянется к полке с книгами знакомых теперь уже авторов, подкрепить, так сказать, свой дух поэзией — или возникнет желание увидеть их полотна? Будет славно.

Что определяет мастерски поставленные спектакли, музыку и стихи? Правильно — долговечность и актуальность. Мы (не все, конечно, не стоит обобщать) в большинстве своем не получили прививку высоким искусством. Кто из нас, переключая ТВ или ютьюб-каналы, останавливался на оперных и балетных спектаклях или «скучных» искусствоведческих дебатах?

И да, включать спектакль в репертуарный план пока никто не собирается, а значит, есть отличная возможность ему прирасти, оформиться и предстать перед публикой в новом виде, к тому же новизна и есть его лейтмотив (довольно жить законом, данным Адамом и Eвой) — и называть его с каждым разом по-новому.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта