Чувство ритма можно наработать
В школе игры на барабанах Back Beat (ДК «Торфяник») стоит большая ударная установка. Тут и крэш — это тарелка с шипящим звуком, хай-хет -две тарелки для короткого цыкающего звука, бас-барабан, а еще красивый черный основной рабочий барабан. С 2010 года игре на барабанах тут обучает Дмитрий Арефьев, а весь его педагогический стаж -уже 16 лет. Недавно Дмитрий во второй раз стал победителем городского конкурса «Педагог года» в номинации «лучший руководитель клубного формирования».
Дмитрий говорит, что всегда видит, есть ли в ученике огонь и желание играть или нет. Мотивация — это главное, считает педагог. А для чувства ритма есть упражнения.
— Я еще использую систему подсказок. Под композицию в такт с музыкой. Eсли человек замедляется, то могу проговорить и хлопать: и раз, и два… или работаем с палочками рука в руке. Eще, бывает, дирижирую, если сижу напротив.
— Почему именно барабаны?
— Я много слушал музыку, с детства — «Кино», Scorpions, да не только рок, и поп — Modern Talking, например, танцевальные какие-то хиты. Мне все это нравилось своим ритмом, пытался пропеть мелодии, повторять. А когда слушаешь много и, главное, увлеченно, то это тренирует чувство ритма.
— Как насмотренность в фотографии. Кстати, а кто у вас тут на фото на стенах?
— Барабанщики, которые меня вдохновляют: Ларс Ульрих из «Металлики», Деннис Чемберс, Стэнтон Мур, а это — гитарист Стив Вай… У меня не сразу получалось играть. Преподаватель мне ставил технику удара, я постепенно понял, как надо нарабатывать, выполнял задания. Теперь даю такие задания своим ученикам.
Дмитрий вращает палочку между большим и указательным пальцем и двигает кистью, просит повторить, не уронив палочку. У меня не получается. Тем, кто пришел заниматься в первый раз, сначала ставят руки — учат правильно держать и работать с палочками. Как правило, детей приводят лет с семи, но если ребенок неусидчив, то с ним методическую работу не выстроить. Тут надо слушаться преподавателя, делать этюды — ритмические упражнения. Импровизация — это хорошо, но нужно знать упражнения. Дмитрий показывает базовое «делай как я». Ребенок должен повторить.
В 2020 году Дмитрий выпустил книгу ритмов, это учебное пособие для продвинутого уровня. Внутри ноты и буквы — R L L R, что означает правая-левая-левая-правая. Ученики, которые уже могут играть по нотам, увеличивают темп. Обычно начинают с самого простого, выставляя на метрономе 50. Роман Просветов, который, пока мы разговариваем с Дмитрием, отрабатывает этюды, играет уже на скорости 210. Он занимается на барабанах около десяти лет. Все достижения Романа за урок Дмитрий заносит в таблицу, чтобы пометить те места, которые требуют доработки, и дать домашнее задание.
Дома ученики Дмитрия не оглушают соседей, а используют пэды — такие кругляшки из резины, которые отлично имитируют отскок палочки. Без домашней работы прогресса не будет, считает Дмитрий. Он сам начал играть в 2004 году, еще на первом курсе университета, много выступал с группами, начал преподавать, и когда получил диплом, выбрал барабаны, потому что захотелось передать свой опыт. А его специальность — менеджмент — пригодилась в работе с учениками.
Дмитрий говорит, что в перспективе хотел бы написать книгу для детей, такую, чтобы отражала его видение развития способностей ученика.
В конце мая у начинающих барабанщиков, всего их 18, пройдет отчетный концерт, а для опытных, их одиннадцать, — в начале июня.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Барабанщик Дмитрий Арефьев.