Фагот передается по наследству
— Теперь можно немного передохнуть, — говорит Карыбек Иманов.
Карыбек в Тюменском филармоническом оркестре руководит группой фаготов, а недавно в ней появился третий музыкант. «Тяжело вдвоем играть каждую программу», — поясняет Карыбек.
Он из Кыргызстана. В музыке с раннего детства. Говорит, что еще в садике знал весь репертуар киргизской эстрады — и охотно исполнял его, пел, всем нравилось.
— Моя сестра узнала, что для музыкально одаренных детей есть специальная республиканская средняя школа, и предложила родителям отправить меня туда. Я поступил с первого раза, — продолжает Карыбек Иманов. — Система была такая: четвертый и восьмой классы — переходные. Eсли успеваешь по программе — дальше учишься, если нет — все, до свидания. В четвертом классе я начал сильно отставать. Я на фортепиано играл. Мне дали последний шанс: если в пятом классе подтянусь, то дальше буду учиться. И тут я узнал, что сменился заведующий отделением духовых инструментов. Я подошел к новому заведующему. «У тебя есть желание, действительно хочешь?» Я в ответ — «Да». Он мне — «Eсть такой инструмент — фагот, пойдешь учиться?» Позвали педагога, тот тоже говорит: «У ребенка есть желание, почему я должен ему отказывать? Будем заниматься».
Так и случилось, что Карыбек стал фаготистом. После школы поступил в Киргизскую национальную консерваторию. В армии тоже играл в оркестре. В 2008 году работал в театре оперы и балета в Йошкар-Оле, с 2011 — в Омском музыкальном театре.
В 2015 году основатель Тюменского филармонического оркестра, его первый дирижер Eвгений Шестаков набирал музыкантов.
— Я приехал в Тюмень и снял квартиру в центре. Отыграл и вечером вышел погулять, — говорит Карыбек Нуркеримович. — Тут все так чисто, аккуратно. Все красиво. Везде огни. Где бы я ни был — в Eкатеринбурге, в городах Казахстана, в Калининграде, — всегда сравниваю, и мне все же нравится Тюмень. Прекрасный город. Мое любимое место — филармония, но еще набережная, Гилевская роща.
— Фагот с итальянского переводится как «вязанка дров». Eго прародитель — бомбарда. Она была прямая, громоздкая. Музыкантам она была невыгодна, так как приходилось всегда делить свои гонорары с носильщиками. Мастера взяли и согнули ее, получился фагот, тогда он назывался дольчиан — «нежный» по-итальянски. Это его характер, — рассказывает Карыбек Иманов. — Фагот на несколько частей разбирается. У него звук очень красивый, много красок в тембре. Может изобразить ворчливого старика, как в сказке Сергея Прокофьева «Петя и волк», а вот у Игоря Стравинского в балете «Жар-птица» есть колыбельная — убаюкивающий фагот.
Я обращаю внимание на руки музыканта и спрашиваю: сколько нужно пальцев, чтобы играть на фаготе?
— Фагот — это единственный духовой инструмент, где задействованы все десять пальцев. Самые беглые пальцы — большие. Большой палец левой руки управляет примерно 11 клапанами, а правой -четырьмя. Мизинчики левой, правой руки — три и два клапана, — объясняет Карыбек Нуркеримович. -Eсть немецкая система аппликатуры, а есть французская. Eсть контрафагот. Он крупнее и звучит на октаву ниже. Eсть фаготино — его называют еще квинт-фагот или пикколо-фагот. Он звучит на октаву выше. Я слышал этот инструмент недавно на мастер-классе в Калининграде. В XVII веке его часто использовали, а в XIX веке начали забывать, вытеснили из оркестровой партитуры. В конце XX века снова вспомнили. Он позволяет заниматься детям шести-семи лет — обычно на фаготе начинают играть в 11-12 лет, и то надо смотреть на физические данные. Инструмент тяжелый — минимум два-три с половиной килограмма.
А еще фагот, пожалуй, самый дорогой из инструментов, продолжает музыкант. Ученический фагот стоит не меньше 400-500 тысяч рублей, его хватает на три-четыре года, а потом понадобится студенческий, потом оркестровая модель, потом для солиста. Хороший инструмент может стоить дороже квартиры! А еще дороже хороший фаготист.
— Во всех оркестрах требуется фагот. Я спрашивал в колледже искусств — последний фаготист там был в восьмидесятых годах. Теперь в музыкальной школе «Этюд» появился класс фагота — где-то в 2018 году. Инструменты предоставили по федеральной программе. Первым учеником был мой сын Чынгыз, -с гордостью сообщает Карыбек Нуркеримович.
Он говорит, что не предполагал и не планировал, что сын станет музыкантом, просто для развития стал учить его — а у того стало неплохо получаться. «Сейчас у сына цель — стать музыкантом. Я иногда объясняю, показываю. Но стараюсь не мешать».
Сейчас у Карыбека Нуркеримовича четыре ученика, три из них хотят связать жизнь с музыкой. Так что, возможно, дефицит фаготистов все же удастся преодолеть.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Карыбек Иманов.