Цифровой имидж— наше все
Что формирует нас как личность? Семья, друзья, город, книги, фильмы, СМИ. Последние 20 лет к этому списку присоединился (если не возглавил его) интернет. Мы подсознательно копируем поведение родителей, заимствуем (тут уже иногда осознанно) образы из литературы и кино, визуальный микс которых выставляем в соцсети: посмотрите, вон он я, такой уникальный!
Чем больше социальных сетей, тем агрессивнее гонка за личностью, которую будто поглощают зыбучие пески новых цифровых медиа. Девочки, мечтавшие быть как Ханна Монтана в 2007 году, смогли воплотить свою мечту «в глазах друзей ты живешь как все, но в сети ты суперзвезда». Только они не пошли на курсы вокала, а освоили искусство дизайна личности.
Дизайн личности — процесс создания и координации своего образа в сети. В онлайне мы можем быть кем угодно, цифровая среда дает нам возможность трансформировать свою реальную личность, добавляя или исключая информацию. Кто-то может возразить и сказать, что его это не касается, но спешу огорчить: неважно, сколько времени вы проводите в сети. Каждый пользователь интернета уже является частью культурного феномена проецирования сознания на экран. Мы есть то, что мы транслируем в сети, начиная с аватарки в вайбере и заканчивая цифровыми следами гугл-запросов. Возьмем, например, меня и этот текст. Для вас я — слова, сгенерированные моим мозгом и написанные здесь конфигурацией букв кириллицы, верно? И от меня зависит то, какой образ вы считаете. Например, сейчас я забавная интеллектуалка поколения Z (надеюсь), но что, если бы я использовала другой набор слов?
«В современном мире мы окружены множеством факторов, которые формируют нашу личность: семья, школа, СМИ. Особое место за последние десятилетия заняли цифровые соцсети. Неосознанно мы копируем поведение родителей, впитываем идеи из фильмов и книг, а затем демонстрируем в соцсетях образ, который якобы отражает нашу уникальность. Однако с каждым новым соцмедиа растет и конкуренция за создание своего «я». Выбирая публицистический стиль речи, я создаю впечатление серьезной журналистки. Не в кроссовках и толстовке, а, по крайней мере, в брюках.
Повседневная жизнь — непрерывная самопрезентация, транслируемая публично. Когда я работала учителем в общеобразовательной школе, на фотографии в вайбере я сидела в школьной столовой с волосами, заплетенными в две косички, в то время как на личных закрытых страницах других соцсетей выставляла полуобнаженные фотоснимки. Получается, я есть собственный проект, адаптирующийся к разным платформам и формам самопрезентации (визуальная, текстовая и так далее).
Формирование идентичности -сложный и динамичный процесс развития многих «я». Навык подобного «дизайнерского оформления себя» стал необходимым для работы и жизни soft skill, без него невозможно оставаться в контексте событий. Сложность не в том, чтобы «оформить себя», а в быстроменяющихся требованиях медиапространства. Тренды приходят и уходят настолько стремительно, что пара дней в горах — и ты уже вне контекста (что у некоторых может вызвать панические или даже депрессивные состояния). Неважно, кто ты: успешный дизайнер, сын миллионера, школьник или бедный студент, — расширение медиапространства выдвигает новые требования к самопрезентации и «дизайнерского»/»авторского» оформления своего образа. Получается, развитие массовых коммуникаций стало причиной бума дигитальных (цифровых) личностей, а наличие гаджетов помогает своим публичным образом, где визуальный контроль имеет решающее значение.
Теоретики современных медиа (Гройс Б. «Апология нарцисса») отмечают, что мы живем в эпоху вынужденного осознаваемого насилия, ведь дизайн личности предполагает овладение навыком «насмотренности» (то же, что и начитанность, только основанная на визуальном опыте). Другими словами, мы каждый день наблюдаем и анализируем других людей, и, следовательно, сами находимся под постоянным надзором. Самодизайн — творчество, то есть, каждый из нас — творец своей архитектуры иллюзорности, и это, на мой взгляд, здорово. Главное, найти баланс между реальным и онлайн «я».
Агенты личной идентичности
Я всегда хотела спасать мир от злодеев, как Джеймс Бонд. Ну, в крайнем случае — быть его девушкой. Только я родилась и выросла в Тюмени, и даже не уверена, есть ли у нас тут суперагенты и Злодей Мирового Уровня. И вот, значит, мечтая бегать по крышам в вечернем платье и на высоких каблуках, по пути доставая маленький револьвер из клатча, я пошла работать в школу. В некотором смысле стала супергероем, но этого оказалось мало. Трансляция своих героических желаний в сети и системы искусственного интеллекта (СИИ) дали возможность исправить несправедливость.
Достижения в области СИИ и глубокого обучения постепенно занимают место основного способа самопознания, позволяя создавать свое «я» в разных форматах: аудио, видео, текстовый, визуальный.
Наиболее популярными платформами для архитектуры визуального «Я» являются Midjourney и отечественная разработка Кандинский 3.0. Обе нейросети позволяют генерировать изображения по описанию в любом вообразимом (и невообразимом) стиле. Eсли я агентом 007 хочу попасть в мультфильм, я могу использовать Cartoonify AI, а чтобы стать героиней комиксов — AI comics factory. В ситуации, когда мне надо, ну, в рамках работы по спасению мира, раздеть человека (и такое бывает в наших суперагентских буднях), то под рукой должен быть бот DeepNude.
Eсли мне необходим совет Наставника, я буду использовать Character. AI, который позволяет пообщаться с известными личностями, начиная от Ивана Грозного и заканчивая Пирсом Броснаном. А если мне надоест писать этот текст, потому что иссякнет поток шуток, то я буду выбирать между такими нейросетями для работы с текстом, как GPT.4, Bard, YandexGPT 2 или Gerwin. Но их так много, что я не смогу выбрать и все равно продолжу писать сама.
Для работы с аудиоконтентом, когда мне надо буквально стать Пирсом Броснаном, есть ИИ, способный подменять голоса — ElevenLabs, а если волей судьбы или Злодея Мирового Уровня я окажусь на сцене, то смогу выбрать песню из собственного репертуара, созданную Voicemode/Boomy, а не Фрэнка Синатры.
Мы, Джеймсы Бонды, много путешествуем, поэтому в Китае, Индии и Аргентине я не обойдусь без SeamlessM4T, сети для синхронного перевода. Путешествия часто бывают в рамках конференций, тогда, если я докладчик, в самолете я создам слайд-шоу в InVideo, куда, конечно, включу яркие видеоролики, отредактированные в MidJourney или RunAway. И вот, когда через много лет я решу выйти на пенсию (ох, поскорей бы, если честно), тогда в своем неприлично огромном белом доме с видом на море и частным пляжем я буду сидеть на веранде с чашечкой кофе и записывать подкасты обо всех приключениях и Злодеях Мирового Уровня в Descript.
Мы уже привыкли к паутине лжи, которую безостановочно ткет интернет, а системы ИИ ее только подпитывают. В киберпространстве можно стать кем угодно, что, однако, может приводить к «умерщвлению» сознания, если начать предпочитать свою цифровую личность реальной. Нейросети в этом плане работают в пользу усиления иллюзий. СИИ основаны на человеческом знании, они генерируют информацию, основанную на том, что придумал, осмыслил, создал человек. Создается некая двойная иллюзия: человеческая субъективность анализируется системами искусственного интеллекта. Кричать и бороться с этим не имеет смысла, мы даже не можем игнорировать этот процесс, потому что уход в отрицание — новая ложь. Да, мы живем в пузыре, и что? Придется приспосабливаться и как-то прочертить границу между человеческим сознанием и нейросетями, чтобы еще сильнее не запутаться.