Город должен нравиться не только туристам
В Тюмени скоро появится общественная организация, объединяющая сограждан, переживающих за сохранность культурного наследия.
Инициирует создание некоммерческой организации Лидия Цапенкова. Юриста и музеолога, члена союза экскурсоводов огорчает, что роль общественности в деле охраны памятников свелась к неорганизованной и зачастую запоздалой реакции на события, когда тот или иной памятник архитектуры или культуры перестал существовать или находится на грани исчезновения.
— Как юридическую форму я выбрала именно общественное движение, — рассказывает Лидия Цапенкова. — Готовлю пакет документов для регистрации. Движение удобно тем, что в него в любое время можно как войти, так и выйти. После регистрации планируем принять участие в конкурсе грантов. Основная тема — сохранение исторической среды. В Тюмени с единичными объектами культурного наследия более или менее налажено, а вот с сохранением исторической среды — нет. Она почти исчезла.
Лидия недавно защитила диплом по музееведению на тему «Исторические районы Тюмени как объекты музеефикации». А еще она продвигает проект краеведческого природного историко-культурного музея-заповедника «Центр тюменских ремесел и промыслов» в парке Оловянникова. В Тюмени когда-то насчитывалось две тысячи ремесленников, а эта тема сейчас нигде особо не отражается. По замыслу общественницы в старых красивых деревянных домах (перевезенных в парк или воссозданных) могут работать постоянные музейные экспозиции, посвященные тюменским промыслам, а также мастерские.
Вместе с другими активистами Лидия добивается корректировки этажности многоэтажной застройки улицы Дзержинского.
— Там уже началось строительство, но еще можно скорректировать этажность, — считает Лидия. -Надо, чтобы на пешеходной улице небо осталось открытым. По закону есть требование защитной зоны вокруг памятников и культурных ансамблей — от 100 до 200 метров. В этих пределах запрещено возводить без необходимости многоэтажные постройки, не соответствующие габаритам и этажности исторической среды. Я изучила экспертизу по этому строительству от и до, там не исследовались объемно-пространственные характеристики территории, а это обязательно при экспертизе. Экспертом установлены риски физического воздействия на памятники архитектуры, находящиеся в непосредственной близости от застройки, а их больше десяти. Эти риски во многом связаны именно с этажностью. Eе снижение позволит сохранить историческую среду, увеличить гарантию сохранности памятников на улице Дзержинского. А там находится 30 процентов памятников деревянной архитектуры от всего их количества в городе.
Лидия напоминает, что на рубеже веков в Тюмени было 150 видов дымников. И сейчас это жестяное кружево можно увидеть на фоне неба. А как оно будет смотреться на фоне десяти этажей жилого дома? То же касается реставрации, когда результат ее обескураживает горожан. Как пример — ярко-зеленый особняк дома Рубцовой (улица Дзержинского, 34), где недавно окончена реставрация, или ресторан «Тургенев», который покрашен в сиреневый цвет. К сожалению, по действующему законодательству общественники могут знакомиться только с экспертизой, а вот содержание ПСД им недоступно.
— Как и на что может повлиять общественность?
— Eсли нет юриста, болеющего за дело сохранения наследия, то полноценно защищать объекты невозможно. Потому что юридическое представительство или адвокатская работа — это платная услуга. Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия полностью выполняет требования законодательства о своевременном информировании граждан. На его сайте вся информация представлена в объеме, установленном законодательством. Но сроки для общественных слушаний, о которых там уведомляют, короткие, поэтому если мы о них узнали с опозданием, то и участвовать не можем. Eще нюанс: ответ на запрос по объекту комитет может давать в течение 30 дней. Получается, паспорт объекта нам могут предоставить в течение 30 дней, но срок общественных слушаний к этому времени истечет. Целью движения будет в том числе и отслеживание документов, и сроков, и информации в СМИ, чтобы проблемы своевременно обсуждать, а не участвовать в формальной процедуре.
— А как, на ваш взгляд, горожане относятся к теме сохранности культурного наследия?
— Одни говорят: мы плачем от того, что делают с нашими памятниками. Говорят: вы видели, что строят на Ямской вместо голубого домика? Люди болеют за это, но действий не предпринимают. Они просто не знают правовых механизмов, как это донести до власти. А есть вторая категория, которые после экскурсии говорят: какой у нас красивый город, а мы раньше это не замечали. А происходит это потому, что у нас не выделена историческая среда. Она потеряна в современной застройке. Даже в Тобольске ее удалось сохранить, объединив подгорную и нагорную части в одну охранную зону. В Тюмени есть свой магнит — Троицкий монастырь. В 1950 году Ямская слобода была признана объектом культурного наследия. Но в новом реестре она нигде не фигурирует. Сведений об ее исключении из реестра нет, однако охранная зона существенно сокращена. Застройка там должна вестись по усадебному типу. Но новые здания там строятся модульного типа, совсем на усадьбы не похожие и разрушающие объемно-пространственную характеристику Ямской слободы. Комитет не проконтролировал это и не прокомментировал отсутствие нормативного толкования термина «усадебная застройка». На пересечении Коммунистической и Ямской улиц строится громоздкое сооружение, нарушающее доминанту монастыря при въезде на территорию Ямской слободы. Будем им тоже заниматься, тем более, что есть большой вопрос к соблюдению границы охранной зоны при возведении этого сооружения.
Зато Лидия хвалит благоустройство дворика на улице Республики, 29: говорит, проект получился действительно удачным. На шумной улице Республики почти нет таких мест, где можно было бы спокойно посидеть в дворике с аутентичной атмосферой.
Лидия Цапенкова мечтает, чтобы таких двориков на улице Республики, от Первомайской улицы до Исторической площади, было несколько.
— А как в Тюмени выстраивается диалог городской общественности с госорганами?
— Мне хотелось бы сотрудничать. Вот недавно прошла рабочая встреча с заместителем главы города Владимиром Третьяковым, и я услышала его заинтересованность. Направили еще обращение в городскую общественную палату.
На прощание я спросила о ее самых любимых местах в Тюмени, и Лидия ответила:
— Своих детей я люблю водить к Троицкому монастырю, я очень люблю это место, особенно летом. Друзей я вожу от Троицкого монастыря вдоль набережной, причем лучше вечером, на закате, когда включается ночное освещение, выходят музыканты. Eще люблю Историческую площадь, откуда виден овраг Тюменки. За счет ландшафта интереснее воспринимается история города.
ФОТО ЮЛИИ КОНОНОВОЙ
***
фото: