Еще не школа, но уже не сад
Педагог-психолог Наталья Андреева говорит, что у Алены пропал бантик, и она расстроилась. Задача Арины — найти бантик, а также улыбку. «Алена» — так называется плакат со съемными бровями и глазами, который помогает детям с аутизмом развивать эмоциональную сферу.
После занятий с плакатом такие дети становятся смелее и лучше общаются со сверстниками. Это и многое другое оборудование для детей с расстройством аутистического спектра закупили в этом году в обновленный корпус N 4 начальной школы-детского сада N 76.
Директор Ольга Бурова рассказывает, что раньше в здании работал детский сад, но количество детей дошкольного возраста в районе уменьшалось, поэтому решено переделать корпус под обучение детей с аутизмом. Теперь тут вместо групп четыре первых класса. Все массовые занятия и мероприятия на первом этаже. А учебная зона — на втором.
Мы заходим в один из классов. Учеников немного, кроме учителя есть два тьютора. Девочка с двумя бантиками сидит за такой же партой, как и все, но на парте есть ширма. Она мягкая, из фетра, и ее можно убрать в любой момент, что очень удобно. Такие ширмы есть в каждом классе.
В другом классе дети работают с конструктором. Задания, как и конструкторы, у всех разные. Учитель-дефектолог Вера Иванцова рассказывает, что до современных игровых наборов и конструкторов учителя сами изготавливали материалы для работы. А теперь есть «Дары Фребеля». Это такие наборы для развивающей коррекционной работы. Вот, к примеру, из палочек можно составлять буквы — или их можно посчитать, сравнить по цвету, построить из них фигуры. Так и детям легче освоить. Наглядный метод всегда эффективнее, чем словесный.
— Конструкторами мы пользуемся не так давно, но дети быстро их освоили — вот Вера построила башню из фигур, я сейчас подойду, и мы их посчитаем, — объясняет учитель.
В кабинете учителя-логопеда Дарьи Бочковой на столе разложены карточки ПEКС. Они служат средством альтернативной коммуникации для детей с РАС. Поскольку речь у многих из них не сформирована, они могут рассказать о своих потребностях посредством картинок.
Тут же на столе лежит большая деревянная коробка, а внутри -маленькие квадратные маракасы. Это «Шумотрон». В каждом лежат разные предметы, и если потрясти, то получаются разные звуки. Нужно составить пары.
— У нас один класс с задержкой психического развития, а остальные — дети с умственной отсталостью, и уровень их развития — примерно три года, — говорит директор Ольга Викторовна. — Поэтому и оборудование им по возрасту. Мы открылись в сентябре прошлого года и работали на том оборудовании, которые уже имелось в других корпусах, начали с него, а потом в январе нам поступили деньги от областного департамента образования, и сейчас у нас есть все, что нужно.
— У вас многое сделано российскими производителями, как узнаете о новинках?
— Некоторые производители нам присылают свои каталоги, мы изучаем ассортимент, советуемся с нашими работниками. Для закупки мы создали рабочую группу из дефектологов и логопедов. Мы исходили из того, что нужно детям. Они мониторили сайты. И все вместе решали.
— О чем еще мечтаете?
— Мы теперь хотели бы пополнить сенсорную комнату светящимися приборами. И в дальнейшем нужен кабинет социально-бытовой ориентировки. Дети должны понимать, что такое кухня, стиральная машина… Сейчас, в первом классе, это не принципиально, а уже к третьему точно будет нужно. Наша задача — в дальнейшем научить детей максимально обходиться без взрослых.
В начальной школе-детском саду есть тьюторы, два логопеда, психолог, учитель музыки, физкультуры, а еще повар, буфетчик и медсестра. Расписание составлено таким образом, чтобы дети успели позаниматься, погулять, пообедать и посетить логопеда и психолога, а в час дня их уже забирают родители. Так дети не успевают очень устать. Поэтому продленку пока решили не вводить.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Педагог-психолог Наталья Андреева;Арина и Арсений;Учитель-логопед Дарья Бочкова.