Двигатель прогресса
Газотурбинные двигатели похожи на подводные лодки. Для технического обслуживания их доставили на завод «Тюменские моторостроители» по железной дороге. Скоро их разберут, какие-то детали заменят, что-то отшлифуют, заново соберут и испытают.
За год на заводе обслуживают около шести десятков двигателей. Но это не предел. Стратегическая цель предприятия на ближайшие несколько лет — девяносто двигателей в год. Для этого начаты масштабная реконструкция инфраструктуры завода, модернизация производственных мощностей.
Например, в цех, где изготавливают основную, рабочую часть двигателя — лопасти и диски турбины, — по инвестиционной программе докупили девять станков. По словам начальника технологического бюро Александра Алешина, часть из них запустят уже на следующей неделе. Лопасти -или, как их еще называют, лопатки — получаются из бруска металла. Их множество разных видов и размеров, после контроля качества лопатки и диски турбины собирают вместе в цехе по ремонту роторов.
Со стороны кажется, что у слесарей этого цеха работа однообразная. Но Александр Касьмин возражает. Говорит, что все турбины разной модификации, и дефекты, которые нужно устранить, тоже разные. Нужно все почистить, убрать забоины, дошлифовать.
В планах завода — освоить производство газотурбинного двигателя судового типа ТМ-16 мощностью 16 МВт. Разработана конструкторская документация, технологические процессы уже наполовину отработаны, работа ведется и с комплектующими.
В 2024 году будет собран основной прототип. Цель — заменить иностранные аналоги, которые используются в нефтегазовой отрасли.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Слесарь Александр Касьмин;Цех окончательной сборки.