Нужны дизайнеры с эмпатией и проектным мышлением
Тренды и перспективы российского дизайна обсудили 17 мая в центре стратегического развития «Сибирь».
Eлена Коробейникова, председатель Тюменского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз дизайнеров России», рассказала о прошедшем 18-19 апреля в Москве всероссийском форуме индустрии дизайна. Формирование дизайн-политики, экспорт продуктов, товаров и услуг, индустриальный дизайн и локализация производств, саунд-дизайн, актуальные направления в дизайн-образовании, инновации на службе индустрии, развитие русской школы дизайна — темы форума.
Приоритетное современное направление — промышленный дизайн, формирующий имидж страны. В промдизайне государство видит большой потенциал. Основные тренды формируются в столице, перспективные заказы и подряды концентрируются, как правило, там же, однако сегодня для региональных дизайнерских сообществ открываются новые возможности: промышленности нужны дизайнеры, их выбирают на открытых площадках, в конкурсах могут принять участие регионы.
Дизайнеров сегодня не хватает, они очень нужны. Промышленные маркетологи, бренд-стратеги, аналитики. Кажется, что достаточно много специалистов готовят и выпускают российские вузы, а вот найти нужных трудно. Как учить и чему — эти вопросы также обсудили на форуме. Одна из проблем образования — сложные междисциплинарные предметы. Дизайнеру нужно быть не только «рисовальщиком», он должен мыслить как управленец. По словам Eвгении Eжиковой, экс-директора студии Артемия Лебедева, «управленец повышает эффективность обычного дизайнера в два раза». Дизайнеры с эмпатией тоже в дефиците. Подчас это люди, работающие в одиночестве, не очень социализированные, как следствие — у них часто нет понимания запроса аудитории, для которой создается продукт.
Много обсуждали брендирование как эффективный инструмент развития бизнеса. Пришли к выводу, что креативная «упаковка» продукта способствует его продвижению и импортозамещению. При этом следует понимать, что брендинг и графический дизайн — не одно и то же, для формирования бренда дизайнеру недостаточно владеть современным инструментарием, от него требуется глубокое понимание продукта и стратегии продвижения. Как раз то самое проектное мышление.
Вместе с тем нужна оптимизация процессов с использованием инновационных технологий.
Поговорили на встрече и о формировании национального культурного кода. В фокусе — производства в России.
Интересный вопрос о роли государства в продвижении ремесленных продуктов. Спикеры форума убеждены: ремесленников не нужно учить бизнесу — это задача государства. Мастеру нужен маркетолог, продюсер. Но так ли верно это утверждение? Как в раздумье говорил Аркадий Велюров, персонаж Леонида Броневого из фильма «Покровские ворота»), что люди эмоционального (добавлю — творческого) склада нуждаются в некотором руководстве. Однако известна и реакция Льва Eвгеньевича Хоботова на опеку Маргариты. Загвоздка, думается, может быть в том, как государство выстроит работу с ремесленниками, создающими уникальный продукт. Eсли это будет полезно для обеих сторон, без лишнего давления, рамок и ограничений, тогда, вероятнее всего, это хорошая идея.
Множество вопросов обсудили на форуме, множество сложных задач, решение которых — этапы создания закона о креативных индустриях. Возможно, в ближайшие годы он появится.
Ну а что касается моды, то демонстрация коллекций выпускников вузов показала, что дизайнеры ищут актуальные формы и образы, ориентируясь на русский стиль. Вместе с тем многие студенческие коллекции далеки от времени и реальной жизни, а взрослые пребывают в зачаточном состоянии.