X

  • 28 Июнь
  • 2024 года
  • № 69
  • 5568

С добрым утром, самолет

Споттинг (от англ. spot -«увидеть», «опознать»), авиаспоттинг — вид увлечения, заключающийся в наблюдении за самолетами. Как правило, споттеры не просто любуются видом крылатых машин, а фотографируют их. Об этом необычном хобби я расспросила Алексея Туркина, которого мне представили как самого опытного тюменского споттера. Он уже двенадцать лет этим занимается.

Алексей Туркин с детства привык к гулу самолетного двигателя.

— Все детство прожил рядом с аэропортом. В полукилометре от моего дома начиналась взлетно-посадочная полоса. Отец работал на авиационно-технической базе, и я частенько бывал у отца на работе — в восьмидесятые не было таких строгих правил, как сейчас. Помню, у друга гостили родственники из Тугулыма. Утром взлетал тяжелый самолет. Температура воздуха была минус тридцать, воздух разреженный, шум лучше передается. Родственники проснулись и закричали: «Что происходит?!» А друг спит, все эти взлеты ему до лампочки, — вспоминает Алексей Туркин.

В шестнадцать Алексей переселился в город, однако самолеты из его жизни не исчезли.

— Я увидел фотографии одного известного авиационного фотографа. Они мне понравились, и я ему написал, спросил, какие параметры съемки. Завязался разговор, и я начал интересоваться, какое оборудование приобрести. Впоследствии я купил Nikon 70-300 с телеобъективом. Начал заниматься. В 4 утра брал фотоаппарат, стремянку, из-под забора снимал. Стремянка — чтобы забор не попадал в кадр. С нее хорошо видно полосу. Самолеты пролетают, и ты фотографируешь. Чем чаще это делаешь, тем больше набиваешь руку. Со временем тюменский аэропорт начал проводить мероприятия. Первое было в 2012 году 2 августа. Собралось очень много народу, то ли 40, то ли 50 человек. Сейчас уже традиционен споттинг на День гражданской авиации и на день рождения аэропорта.

Недавно, 5 мая, споттеров пригласили в Рощино на официальные съемки.

— Пресс-служба аэропорта отправляла приглашения тем, кого знает. Приехали люди из Москвы, Новосибирска, Норильска, Тобольска и Тюмени, всего восемь человек. У нас было несколько точек съемки. Одна была с крыши терминала. Вторая была на земле — снимали взлеты, посадку и так далее. Мы фотографировали самолеты, обслуживание воздушных судов, посадку пассажиров, процесс загрузки багажа, заправки самолета. Все, что происходит на перроне, что обычно не видит пассажир. Там много чего интересного, — говорит Алексей Туркин. — Ходим вместе с сотрудниками службы авиационной безопасности и пресс-службой аэропорта. Надеваем светоотражающие жилеты. Существуют правила, мы их соблюдаем — нельзя пересекать цветные линии. Иначе просто выгонят. Тут все серьезно. У нас споттинг — а техника обслуживающая ездит, водитель несется и не смотрит по сторонам. Eму некогда смотреть по сторонам. Такие мероприятия часто проходят, потому что руководству аэропорта это интересно. Это же реклама в соцсетях и популяризация авиации среди подрастающего поколения. Летчики — это только верхушка айсберга, чтобы все работало, в авиации очень много всевозможных профессий задействовано.

Раньше было необязательно даже фотографировать, говорит Туркин. Приезжали под забор, брали блокнот, бинокль или подзорную трубу. Видят, что самолет заходит на посадку или взлетает, смотрят на бортовой номер и записывают время вылета. Таким споттинг попал к нам из Eвропы, где он, собственно, и зародился. У нас он стал сопровождаться фотографированием.

Сергей Русанов

Однако наснимать как можно больше самолетов в небе, говорит Алексей, не так интересно. Лучший кадр получается, когда фотографируешь самолет с привязкой к местности — это может быть терминал аэропорта, башня диспетчерских служб. Eсли он просто в небе сфотографирован, он может быть где угодно — хоть в Англии, хоть в Америке, хоть в России.

Чем хуже погода, тем меньше фотографов. Не все хотят стоять под дождем, считая, что для фотосъемки нужна идеальная погода. На самом деле чем хуже погода -снег, дождь, — тем интересней фотографии.

— В грозу не фотографировал -не доводилось, а вот радугу запечатлел, — рассказывает Туркин. -Получился интересный кадр — самолет заходил на вторую радугу. В минус сорок фотографировали в январе… У нас еще ценится, если у самолета редкая раскраска или прилетает воздушное судно такого типа, который у нас редко встречается. Это повод бросить все и хоть под забором, хоть на официальном мероприятии заснять событие.

Кстати, споттеры охотно делятся своими снимками с аэропортами и авиакомпаниями для их дальнейшего использования в рекламе или соцсетях, говорит Алексей.

— Самолет мы определяем визуально: по расположению и количеству двигателей, хвостовому оперению. Это несложно. Eсли даже не отличил, то можно взять бортовой номер и ввести на сайте planespotters.net. Там можно узнать все о самолете. У современных самолетов движки похожи друг на друга, то есть «боинг» от «эйрбаса» не отличишь. «Боинг 777», правда, можно распознать. Отечественные самолеты громче звучат, — отмечает Алексей Туркин. — Самолет красив тем, что он собрался и полетел — сегодня в Тюмени, а завтра в Сочи. А послезавтра на Дальнем Востоке. Красота самолета — это стихия, воздух. Самолеты должны летать. Стоящий на земле самолет у меня вызывает печаль. Из редких самолетов у нас встречается Ан-24, который на Север летает. Когда у нас споттинг устраивают, фотографы часто просят к нему подвести, чтобы поближе посмотреть. Eще редок Ил-96.

Чтобы поймать красивый кадр, важно понимать разбег самолета. Он зависит от размера и веса самолета. Вот этот маленький, у него разбег короткий — километр пробежал и взлетел. Какой-то тяжелый, груженый — у него разбег больше.

— Помню, когда пожары тушили, в самолеты загружали 40 тонн воды. Разбегается такой по полосе — и прямо чувствуешь, какой он тяжелый. Когда приземляется, он чуть ли не на середине полосы останавливается, — говорит Туркин.

.Сколько спрашивал летчиков, говорят, что в кабине не слышно, как пассажиры на посадке хлопают, делится споттер. Аплодисменты слышат только бортпроводники. Поэтому сам Алексей предпочитает обратиться к бортпроводникам: «Летчикам спасибо за полет, и передайте спасибо пилоту за классную посадку». Летчикам это, кстати, нравится.

Сергей Русанов

Сергей Русанов

***
фото: Споттинг в аэропорту Рощино, 5 мая 2024 года.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта