Зло обожает прятки
Никлас Натт-о-Даг. 1793. 1794. 1795. Рипол-классик, 2022, 2019, 2020.
Остросюжетный детектив, где кровь льется рекой, смешиваясь с нечистотами, или все же исторический роман об умонастроениях в Eвропе после Великой французской революции? И то, и другое, и еще в трех книгах — трилогия: тройное удовольствие для ценителя обоих жанров.
Найден изуродованный труп. Криминалист, осматривавший находку, приходит к выводу, что погибшего умерщвляли медленно, наносили увечья планомерно, позволяя ранам затянуться. За поиск преступника (явного извращенца) берется странная парочка — чахоточный следователь и его однорукий помощник, ветеран русско-шведской войны. И находят злодея в финале первого же романа. Но история продолжается и закручивается, и весьма необычным образом. Дальше автор знакомит нас с еще более изощренным и мерзким преступником, но вот проблема: у того обнаруживаются могущественные покровители. Второй роман к развязке не приводит, хотя тоже заканчивается довольно впечатляюще, так что ты без промедления хватаешься за третью книгу (советую приготовиться и держать ее под рукой).
«1793» я купила в Питере и, едва начав читать, сразу заказала остальные две. Тот случай, когда сразу понимаешь, что книга тебе по душе, хотя отзывы на читательских сайтах на редкость противоречивы. Диаметрально противоречивы! Половина из них о том, какой шикарный роман, прочел залпом, три ночи не спал и до сих пор не сплю, размышляя. Вторая — фу, какая гадость, не смог читать, бросил в мусорную корзину. И средних оценок нет, только хардкор.
Я из первых. Я в детстве зачитывалась повестями о хирургах, так что отрезанные конечности, грязь, гной и прочие свинцовые мерзости шведской жизни конца XVIII века мне нисколько не мешают следить за сюжетом. Немного удивительно, я считала шведов рафинированными. Разница прямо бросается в глаза, когда переезжаешь на поезде границу между Норвегией и Швецией. Только что в окне бодрые лыжники в ярких спортивных костюмах, а теперь их сменили томные интеллектуалы в черных пальто (а вместо санок — черные «вольво»). Сложно представить, что еще двести лет назад они били друг другу морды по любому поводу… не буду всего рассказывать. Пожалуй, Никлас Натт-о-Даг переплюнул даже Зюскинда с его «Парфюмером». Не только по части низменного. Но и по масштабу описываемых событий -и описываемых личностей. Однако не могу отделаться от ощущения, что его герои на самом деле наши современники. Я про главных героев. Возможно, они действительно люди будущего — в популяции нужны такие прогрессоры, непонятно откуда взявшиеся, но делающие мир лучше. Так молодая женщина, жертва насилия, уговаривает себя перестать ненавидеть не рожденного еще ребенка примерно такими же словами: я смогу воспитать его хорошим человеком. Все выйдет немного иначе, но об этом вы прочитаете сами.
Роман мне посоветовала старшая дочь. Приятно, раньше я заполняла ее книжную полку, а теперь наоборот.
Спасибо, Сонечка.
***
фото: