Знакомьтесь, директор филармонии Светлана Шкурина
Тюменскую филармонию впервые за шестьдесят пять лет возглавила женщина. Светлана Шкурина – профессиональный музыкант: она закончила детскую музыкальную школу N 1 по классу аккордеона, потом Тюменский колледж искусств и Российскую академию музыки имени Гнесиных. До нового назначения она руководила детской школой искусств «Этюд» и ДК «Торфяник».
– Ваша первая реакция на предложение занять пост директора филармонии?
– Большой восторг! Я всегда знала, что хочу работать именно в музыкальной сфере. Обучаясь в музыкальной школе, колледже искусств и академии, я, конечно же, хотела играть на аккордеоне, но потом поняла, что этого недостаточно, мне хотелось знать и уметь в сфере музыки больше, понимать, как устроена сама концертная организация, и постепенно я к этому и пришла.
– Как прошел первый рабочий день в новом качестве?
– Немного волнительно. Генеральный директор Тюменского концертно-театрального объединения Вероника Кирюшина представила меня коллективу. До этого я уже была знакома почти со всеми художественными руководителями, с кем-то мы и раньше встречались по филармоническим вопросам, а с кем-то были знакомы достаточно давно. Но я увидела весь коллектив, всех специалистов, которые осуществляют весь магический, скрытый от посторонних глаз процесс, что происходит за кулисами.
– Вам, возможно, уже захотелось что-то изменить в аскетичном интерьере кабинета, где всегда работали мужчины? Привнести в него что-то изящное и элегантное, например, поставить на окна комнатные растения?
– Со временем здесь появится что-то изящное, в том числе и цветы на подоконниках, это то, о чем я сразу подумала, но сегодня именно эта строгая атмосфера держит меня в тонусе, в собранном состоянии, дает ресурс решать поставленные задачи четко и оперативно, это важно именно в период вхождения во все процессы. Но в будущем здесь все, конечно, будет выстроено соответственно моему вкусу.
– Кстати, музыкальный вкус директора филармонии может определять ее репертуарную политику?
– Когда кто-то приходит на такую должность, вкус у него уже сформирован, при этом есть нормативные документы, определяющие концепцию развития концертных организаций, и невозможно идти к цели, обозначенной на федеральном уровне, не разделяя в душе эту политику. В первую очередь это развитие академического искусства, филармония для этого и создана.
Делюсь со Светланой Михайловной наболевшим: зрительская культура, будем откровенны, в Тюмени оставляет желать лучшего – аплодисменты между частями в произведениях крупной формы, рваные джинсы и растянутые футболки на фоне элегантных фраков и концертных платьев исполнителей выглядят нелепо, трели мобильных телефонов и вспышки фотокамер, уход из зала на поклонах. На что она ответила, что это не процесс одного дня, а непрерывное воспитание зрительской культуры, ведь на концерты приходит зритель разной подготовленности, тут поможет только практика посещения, и, конечно, лучше ее начинать с юного возраста. Чем больше мы наращиваем детскую аудиторию филармонии, тем больше со временем у зрителя понимания, как правильно себя вести в концертном зале – что нужно отключить телефон, что недопустимо повернуться спиной и пойти на выход, пока не ушел последний артист со сцены. Это к вопросу об уважении к творчеству.
– Часто бывает, что на серьезных симфонических концертах залы не заполняются, почему это происходит и что с этим делать?
– Не вся музыка является простой для понимания каждого слушателя. И здесь очень важна предконцертная подготовка зрителя для понимания происходящего на сцене. Особенно это касается сложных произведений: симфоний или оперы. Неподготовленный человек может утомиться, ведь идет очень большая умственная работа, зритель пытается осознать происходящее на сцене, и практика предконцертных бесед в этом очень помогает.
Последняя такая встреча с музыковедами прошла перед закрытием сезона, перед концертным исполнением опер «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин». А сейчас в планах Фаузии Тажиной, художественного руководителя оркестра «Камерата Сибири», камерные встречи, в которых кроме исполнения музыки будут воплощены и беседы о ней после концерта. И сейчас мы работаем над созданием этого проекта.
– Что нужно для привлечения юного зрителя?
– Нам важно охватить все детские школы искусств региона, чтобы филармонические концерты были регулярно доступны для учащихся, потому что это ДШИ – это первая ступень профессионального трехуровневого музыкального образования. Затем в планах подключить общеобразовательное звено. Такая работа велась и раньше, но нужно сделать ее более динамичной и разнообразной в плане предлагаемых программ, и тогда мы будем интересны нашей публике. Например, Альберт Мишин в скором времени готовится представить детскую программу хоровой капеллы.
Польза филармонических концертов очевидна не только для будущих музыкантов, но и для хореографов, и для художников. Привлечение юного зрителя — одно из приоритетных направлений в деятельности филармонии, которое мы определили с директором департамента культуры Тюменской области Еленой Владимировной Майер.
– Достаточно ли часто звучит в филармонии музыка российских композиторов – Бородина, Глинки, Свиридова, Мусоргского, Шнитке, Чайковского?
– Да, эта музыка исполняется часто, и она созвучна всем нам и воспринимается на генетическом уровне, можно не знать, о чем произведение, но с первыми звуками тебя наполняет чувство гордости и торжества за подлинную русскую культуру и великих музыкантов, составивших славу отечественной исполнительской и композиторской школы. И именно на такой музыке нужно воспитывать молодежь, к ней нужно постоянно возвращаться.
Отрадно видеть, продолжает Светлана Михайловна, что молодое поколение потянулось в зал, а ведь еще несколько лет назад здесь была публика преимущественно старшего поколения. Огромный интерес у всех сегодня вызывает наш тюменский филармонический оркестр и его художественный руководитель Юрий Медяник. Юрий Владимирович своей невероятной харизмой притягивает зрительскую аудиторию.
– Фестиваль «Лето в Тобольском кремле» собрал в этом году звездную россыпь российских исполнителей высокой музыки мирового уровня (Альбина Шагимуратова, Вероника Джиоева, Иван Гынгазов, Иван Бессонов…).
– В этом году фестиваль юбилейный, поэтому правительство Тюменской области и департамент культуры Тюменской области оказали колоссальную поддержку его организации и большое внимание наполнению фестиваля – утверждена роскошная программа всего фестиваля и, в частности, большого концерта «Ключ к Сибири», в котором отражены отдельные этапы богатой истории и культуры Тобольска.
Отрадно, что очень много партнеров включены в реализацию проекта, и все вместе мы стараемся сделать фестиваль не только максимально интересным, но и максимально комфортным для зрителя.
– Чего вы себе сами пожелаете уже в новой должности?
– Не терять свежести взгляда и впечатлений, когда хочется что-то усовершенствовать, чтобы этот взгляд не зашорился и новые идеи не потерялись в череде будней.
НА СНИМКЕ: Светлана Шкурина.
ФОТО ИННЫ БАРДАКОВОЙ