Руль — это надежно
Главный архитектор ООО «Гармония+» и ее основатель, доцент кафедры архитектуры и градостроительства института архитектуры и дизайна Тюменского индустриального университета Нурлан Сапаров не учился в автошколе, а первые уроки вождения получил от своего друга. На дороге он руководствуется логикой, а когда она не совпадает с правилами дорожного движения, приходится платить штрафы.
Так он говорит, а я все-таки подозреваю, что шутит.
За рулем Нурлан Сеилгумарович с 1998 года. И не просто за рулем, а каждый день, и, бывает, по нескольку часов! Хотя он признается, что автомобиль ему буквально навязали. Один очень хороший друг упросил купить его реэкспортную «ниву», привезенную из Финляндии. Бывшему владельцу очень не хотелось отдавать хорошую машину в чужие руки. Поэтому он продал машину в рассрочку и дал новому владельцу уроки вождения.
— Так что в автошколе я не обучался, — говорит Сапаров. — До сих пор правил не знаю. Нет, ну конечно, правила и основные знаки я выучил, но бывает и так, что моя логика не совпадает с правилами: например, когда вижу, что правый поворот свободен, а на светофоре — красный сигнал, позволяю себе нарушить. Что стоять и пробку создавать, если есть возможность поехать?! Попадался, конечно. И гаишники со мной соглашались, но раз нарушил правила — надо отвечать.
Восторгов от первых минут вождения Нурлан Сеилгумарович не помнит. Через два дня попал в ДТП и расстроился: новые траты, надо ремонт делать, зачем вообще сел за руль? Удовольствие пришло намного позже, когда появилась, как говорит мой собеседник, нормальная машина, то есть японская праворульная: коробка-автомат, маленькая, быстрая.
— А сейчас я получаю удовольствие, каждый раз садясь на руль. От того, что я управляю машиной, в которой очень комфортно себя чувствую, не напрягаюсь. Иногда смотрю, как водители сидят, вцепившись в руль, и хочется сказать -расслабься, получи удовольствие. Мне комфортно — от микроклимата, уровня и угла обзора, от езды… И скорость не имеет значения. Очень люблю ездить по песчаным, грунтовым дорогам в лесу: они такие мягкие, там нет скрежета и шума от асфальта.
На вопрос о том, на какой по счету машине мы едем, Нурлан Сеилгумарович ответил не сразу, пришлось вспоминать: десятая или двенадцатая?.. Китайский автопром наш собеседник не считает засильем, это скорее неизбежность в ситуации, когда образовалась пустота. Что делать, если ушли с рынка поставщики привычных марок?
— Я ни разу не ездил на одинаковых марках: «мерседес», «лексус», «тойота», «фольксваген», «ауди», «лада», «ниссан», «чери»…
До китайских машин я предпочитал седаны. А любимая машина была, да — «ауди А5», двухдверное купе.
Приличный водительский стаж позволяет Нурлану Сеилгумаровичу философски относиться к другим участникам дорожного движения.
— Я никогда не езжу параллельно с кем-то: это значит быть в слепой зоне. Умудренный опытом, стараюсь избегать аварийной ситуации. Для меня важно никому не создавать хлопот, и себе в первую очередь. Потому что это — время, деньги, нервы… Я руководствуюсь знаменитым правилом трех Д: дай дорогу дураку!
Женщины за рулем — исключение из этого правила.
— К женщинам отношусь немного критично, у них другая нервная система, и они очень рассудительно ведут себя на дороге. Чтобы повернуть, надо подумать, во многом убедиться. Мужчины за рулем быстрее принимают решения. Особенно это заметно на трассе. Но уже лет 10-15 как я смирился и с этим: сегодня женщины сидят за рулем практически в половине городских машин. Причем заметьте: чем дороже и богаче машина, тем больше вероятность, что за рулем женщина.
В салоне у тюменского архитектора — минимализм. Кроме подставки для телефона — ничего лишнего. И не потому, что машина почти новая.
— У меня даже освежителя воздуха нет. Я люблю лаконичную чистоту, как меня приучили мама с бабушкой. У меня и дома так же: никаких излишеств.
Аэрография и прочие украшения — тоже не в его стиле. Но к подобным увлечениям других автомобилистов Сапаров относится спокойно: надо же как-то выделяться человеку. Зато по этим рисункам можно судить о вкусе владельца машины и о его культуре в целом.
Автомобильные путешествия -отдельная тема, которая, наверное, требует специального разговора, а пока — пунктиром.
— Да, я очень люблю путешествовать на автомобиле. Самое далекое из Тюмени до Байкала. Часто езжу в Казахстан, Киргизию, на Иссык-Куль… Люблю медитировать, для меня дорога превращается в тоннель, и ничего вокруг нет. Я и в городе могу так же ездить… Сегодня технологическое оснащение автомобиля слишком много позволяет водителю.
Видимо, чтобы лишние звуки не мешали медитации, между шипами и «липучками» Нурлан Сеилгумарович выбирает второе, уточняя — фрикционные шины или «всесезонка». Они не шумят по асфальту, не шкрябают, а в межсезонье адекватно ведут себя на дороге, без этого традиционного грохота.
— Вы хотели бы управлять каким-то другим транспортом, кроме машины?
— Я бы с удовольствием поуправлял катером или яхтой небольшой, чтобы можно было руль держать… Руль — это надежность. С удовольствием и самолетиком управлял бы. Когда станет доступной малая авиация, пойду учиться.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Нурлан Сапаров.