X

  • 12 Июль
  • 2024 года
  • № 75
  • 5574

Музыка как способ говорить искрение

«Лети-лети, лепесток, через запад на восток…», наверняка вы легко продолжите эти строчки. Но что вы загадали бы сейчас, окажись вы на месте девочки Жени из знаменитой сказки Валентина Катаева?

Этим вопросом предлагает нам задаться европейская джазовая исполнительница Татьяна Нова в дуэте с пианисткой Юлией Перминовой в их новом альбоме «Отголоски дома». Альбом — необычная смесь джаза, фолка, русской литературы, ностальгических и светлых композиций. Совсем скоро девушки начинают свой тур по России, и первым городом в списке оказался наш. Не случайно, конечно, ведь для Юлии Перминовой, теперь парижанки, Тюмень — родной город. А мы поговорили с дуэтом о том, как вышло, что два российских музыканта познакомились в Швейцарии, об утраченном доме, трагичном джазе и свободе.

Первая встреча

Татьяна живет в Берлине, Юлия в Париже, поэтому на мои вопросы они отвечают отдельно. Eсть в этом определенный плюс — я могу получить две независимые версии одного и того же события. Впрочем, уличить кого-то в неточностях мне не удается, многое в воспоминаниях о первой встрече у девушек сходится.

Они встретились в Швейцарии в рамках престижной джазовой программы «Focusyear» в Базеле.

— Наш дуэт сформировался в 2022 году. Когда мы впервые попробовали сыграть вместе — сразу поняли, что идеально совпадаем. И это было не только наше мнение, — вспоминает Юлия. — Многие отмечали, что у нас особый симбиоз, особая химия. А в джазе это очень и очень важно.

Юлия отмечает, что именно формат дуэта позволяет наиболее полно раскрыться музыканту. С одной стороны, за спиной нет ритм-секции — и это сложно и ответственно, с другой, вы можете ощутить полную творческую свободу.

— Для меня дуэт — это сложность, но в хорошем смысле, — говорит пианистка. — Людям тоже интересно слушать выступление двоих. Когда они становятся свидетелями такого музыкального разговора — это особенные чувства.

Татьяна согласна, что с первой же репетиции стало понятно — дуэт случился. В дальнейшем девушки могли принести на репетицию как целые произведения, так порой и сырые наработки и вместе развить их в готовые композиции. И обе не могут вспомнить, чтобы у них возникали споры. Несмотря на то, что иногда они по-разному смотрели на мир, это лишь дополняло и обогащало их музыку.

Без масок

Когда мы говорим о джазе, многие в первую очередь вспомнят музыку Нового Орлеана и ее смелую, веселую, танцевальную энергию. Но в альбоме «Отголоски дома» мы можем услышать нетипичный подход к джазу. Например, трогательная композиция «Dear diary» посвящена истории Анны Франк -на такую тему разве потанцуешь?

— Конечно, джаз — это и веселье, и радость, — говорит Юлия. — Но он поднимает и серьезные, острые, общечеловеческие темы. Напомню, что корни джаза — это фольклорные песни афроамериканцев, привезенных в Америку в качестве рабов.

Так и получается, что сами истоки джаза довольно драматичны. Музыка рабов, их тоска по дому, боль, надежда. Юлия идет по этому пути и не боится браться за те темы, которые заставляют ее сердце искренне переживать.

Пианистка уверена, что не стоит стоять в стороне от мировых проблем, что стоит делиться со слушателями переживаниями и эмоциями. А слушателям в свою очередь стоит не бояться проявить эмпатию.

— Для меня джаз — это возможность передавать эмоции самым прямым способом, без всякой маски, — говорит пианистка. — Я побывала в разных странах, везде есть темы, о которых нельзя свободно говорить. Но в джазе ты можешь говорить все, что хочешь.

За рамками жанров

Eще одна нетипичная джазовая мелодия альбома совмещает в себе русские фольклорные мотивы и что-то из советского детства. Одна из самым популярных композиций у дуэта — «Лети», была написана на стихи Валентина Катаева. Нежный голос Татьяны поет магическое заклинание цветику-семицветику, наполняя его мотивами народной музыки.

— У нас нет цели выйти за рамки жанров, но это естественным образом рождается, — говорит Татьяна. — Мы с Юлией — два коктейля разного опыта, разного образования и музыкальных интересов. У меня есть «народное» прошлое: я играла на домбре в Москве, откуда я родом, в оркестре народных инструментов. Российский фольклор — это часть меня.

Личные предпочтения Татьяны отразились и в другой композиции. Песня «Ахматова» на стихи «Я улыбаться перестала» — еще один хит альбома джазового дуэта.

— У меня есть сборник ее стихов, такой красивый, в старом переплете. И этот сборник путешествует со мной из квартиры в квартиру, из города в город с тех пор, как я в 2015 году уехала из Москвы за границу.

Но вообще-то для тоски по дому не обязательно уезжать за границу. Исполнительница считает, что в сердце каждого из нас есть дом, по которому мы скучаем. Возможно, мы просто переехали в другой город. Или же наш дом вовсе остался где-то в прошлом, куда вернуться уже невозможно.

— Люди и смеются, и мечтают, и плачут на наших концертах, -говорит Татьяна. — Музыка очень сильный инструмент, можно сказать, терапевтический. И мы уверены, что каждому будет о чем вспомнить. Мы ждем на концерте всех с открытой душой и готовностью к такому путешествию.

…Но давайте вернемся к началу. Вы уже придумали, что за желание загадали бы волшебному лепестку?

— Помните, Женя почти все лепестки потратила на поверхностные желания, но затем она сама приходит к тому, что более глубокое счастье случается тогда, когда что-то по-настоящему важное загадываешь, — говорит Татьяна. — Мое самое большое желание, чтобы были везде мир и спокойствие. Именно его я записала в песне.

А погрузиться в мир необычного джаза, загадать по-настоящему важное желание и послушать отголоски дома — можно будет 13 июля в музее имени Словцова.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Татьяна Нова и Юлия Перминова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта