X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Профессия как доминантный ген

Мой знакомый Иван выбрал профессию самостоятельно, опираясь на собственный, оформившийся к окончанию школы, интерес.

«Моим любимым предметом в школе была химия, особенно лабораторные и практические работы, -рассказывает Иван. — Когда пришло время выбирать учебное заведение и направление, мой выбор пал на специальность «химическая технология», потому что вместе с теоретическими знаниями о нефтяных продуктах я бы изучал технологии их переработки, в том числе на практике. Мне было интересно производство асфальта, битума, масел, бензина и так далее. Мои родители с этой сферой не связаны, но они были совершенно не против моего выбора, наоборот, я получил всяческую поддержку с их стороны. Специальности, связанные с нефтяной промышленностью, сказали они, всегда будут востребованы».

Ивану, возможно, очень повезло с родителями. Гораздо чаще взрослые активно вмешиваются в выбор подростка. Примерно каждый третий родитель хочет, чтобы его ребенок реализовал те цели, которых он сам не смог или не успел добиться. Исследование, проведенное авторами статьи «Профессиональные династии как социальный ресурс и социально-культурный капитал: направления исследования» (2022), показало, что 33% респондентов считают, что профессиональная преемственность помогает выбрать профессию, а 31% — что она ограничивает выбор, потому что ребенок следует традициям семьи, а не собственным склонностям, 36% затруднились с ответом.

Александра С., потомственный хирург, поделилась со мной своей историей: «С детства родители готовили меня к работе в больнице. Папа — кардиолог, мама — хирург. Особого выбора у меня не было, да и я не думала об этом класса до восьмого, принимала как должное. А в девятом классе у нас состоялся классный час, где мы с учителем обсуждали то, кем мы хотим стать. Когда я выслушала ответы одноклассников, то мне показалось, что я допустила ошибку. В ответах ребят преобладали фразы «я хочу», «мне нравится», «я всегда этим увлекался». У меня в голове всплывали лишь фразы «мои родители хотят», «моя мама готовит меня к поступлению в мед», и самая важная — «я не выбирала». В тот момент я задумалась, а чего хочу я. Всю жизнь мне нравилось возиться с животными, но профессию ветеринара папа с мамой отмели как «несерьезную». Я врезалась в стену полнейшего непонимания и обесценивания моей проблемы. Они и слышать не хотели, что работа кардиолога или хирурга меня не прельщает. Я скажу больше: родители поставили мне ультиматум — либо я делаю выбор из этих двух профессий, либо после школы я поступаю, куда хочу, но надеюсь только на себя и о них не вспоминаю. Мне не хватило силы духа, и я выбрала первый вариант. Поступила в медицинский, стала хирургом, работаю по специальности уже 13 лет. Родители довольны, но в каждую свою смену на протяжении всех этих лет я просто заставляю себя заходить в двери больницы. Признаюсь, я несчастлива, но надеюсь, что когда-то мне хватит смелости и заняться тем, что действительно мне нравится».

Похожей историей поделилась Eлена Я. Но главное различие состоит в том, что впоследствии профессия, которую она получила и которая «перешла ей по наследству» от мамы, приносила ей удовольствие. «В школе мне было совершенно неясно, кем я бы хотела стать. Я вообще считаю, что школьное образование в наше время не способно увлечь детей, особенно в старших классах. Когда подошло время выпускных экзаменов, меня положили в больницу, было точно не до экзаменов и не до выбора учебного заведения. Тогда моя мама, всю свою жизнь работавшая главным бухгалтером, сказала мне, что документы нужно подавать на бухгалтерский учет и аудит. Выбора не было от слова совсем, она посчитала, что быть кем-то, кроме бухгалтера, я не могу, никаких других вариантов не рассматривалось. Я решила — будь что будет. Поступила и с отличием окончила торгово-экономический техникум, и уже осознанно подала документы, сдала вступительные экзамены и стала студенткой строительной академии, по обучающейся на этом же направлении. Мне понравилась моя специальность, и кем-то другим на протяжении нескольких лет я себя не видела, хоть и сменила сейчас сферу деятельности. Могу сказать, что ни разу за 19 лет моей работы по специальности я не пожалела, что когда-то поступила именно туда. Своему сыну я даю свободу выбора. Конечно, могу мягко подтолкнуть к чему-либо, но акцент делаю именно на его желаниях. Такой подход я считаю правильным».

У Константина Д. по папиной линии все были учителями — прадедушка, бабушка, папа. Стал учителем и он. «Eще в детском саду я постоянно играл с другими ребятами в школу, — говорит Константин, — уже в пять лет я научился читать и старался научить друзей. В школе я был отличником, правой рукой учителя. Всегда знал, с чем свяжу свою жизнь. После окончания 1l класса поступил на педагогический факультет, стал учителем истории и обществознания. Я очень люблю свою работу, люблю детей, для меня важно то, что я учу их тому, что пригодится им в дальнейшей жизни. Недавно у меня родилась дочь, и мне очень интересно, пойдет ли она по нашим стопам. Мне кажется, это уже внедрилось в наш геном (улыбается)».

У родителей Кристины М. в свое время не получилось поступить в институт. Мама работала поваром, папа — водителем. Но для них стало важным, чтобы высшее образование было у Кристины. «Я благодарна родителям за то, что они настояли на получении высшего образования. Я получила профессию психолога и нашла хорошую и высокооплачиваемую работу. Папа и мама очень горды мной, ведь я стала первой в нашей семье, кто окончил университет. Но работа мамы оставила на мне свой отпечаток. Я с самого детства помогала ей готовить и делала это с удовольствием. Сейчас, кроме своей основной деятельности, я пеку торты на заказ. Так что, скорее всего, в нашем случае тоже имеет место преемственность поколений». Как и в истории Константина, у Кристины профессия перешла от родителя к ребенку, пусть и не в виде основной деятельности. На мой взгляд, это действительно в какой-то степени происходит на генетическом уровне.

Вопрос преемственности профессий изучали многие ученые. Например, Шапошников В.И., Шапошникова Г.В., Шапошников О.В. провели исследование и выясни -ли, что наиболее действенным пополнением кадров в здравоохранении является преемственность поколений. Они считают, что дети медработников понимают всю ответственность, которая ляжет на их плечи, когда они станут врачами. При этом всегда рядом будет опытный специалист, который даст дельный совет, а порой и окажет действенную помощь. Результаты своего исследования они представили в статье «Некоторые аспекты преемственности поколений в вопросах выбора профессии врача» // Международный школьный научный вестник. — 2016. — N 2. Я бы сделала небольшое дополнение — именно из-за понимания ответственности, количества времени и сил, затраченных родителями на их работу, многие дети медицинских работников предпочитают сделать выбор в пользу другой профессии. А ведь в здравоохранении около 50% специалистов являются потомственными медиками, по исследованиям Калашниковой К.А.

Наука говорит нам, что, независимо от наличия «трудовой династии», профессия не наследуется генетически. Главный постулат молекулярной биологии заключается в том, что гены кодируют последовательности аминокислот, из которых состоят молекулы белка. У белков бесчисленное множество функций, но профессия не входит в их число. Белки поддерживают структуру или регулируют химические реакции в организме. Это далеко от карьерного роста, потому что профессия — это способ применения физических и умственных способностей, который является результатом выбора и обучения.

На самом деле ученые уже на протяжении долгого времени спорят, что на самом деле глубже влияет на развитие человека — гены или среда, в которой находится человек. И сложность в том, что это своего рода «дорога с двусторонним движением»: генетический материал, доставшийся нам от родителей, влияет на приспособленность к среде, а среда, в свою очередь, ускоряет или замедляет экспрессию генов. Что касается профессиональной деятельности, то гены действительно создают биологические предпосылки, которые направляются в определенное русло средой, обучением и силой воли.

Родители имеют огромное влияние на решения, которые касаются будущего их детей. Но каждым папе и маме не стоит забывать, что дети — это не их проекты, а отдельные личности со своими желаниями, способностями и стремлениями.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта