«Я пишу истории, потому что хочу, чтобы они происходили»
Нармин — недавняя выпускница, которая в один прекрасный миг взяла и написала двухсотпятидесятистраничный роман «Чайки над Каспием». Вот так с нуля и написала, без опыта, без знания технических аспектов. Сразу полновесный роман. Не задумала, не помечтала, а написала.
Eсли это про вас — страх начать, желание рефлексировать и сомневаться в себе и своих силах, — это интервью для вас. Нармин рассказывает, как можно просто взять и написать книгу.
— Нармин, придумала ли ты ее сразу, целиком, или замысел рождался постепенно, от страницы к странице?
— Моя история о ребятах, которые закончили университет. В ее основе отношения молодых людей, увлеченных друг другом, но не осознающих чувств до конца. Это отражало и мою реальность в тот момент. Я была влюблена в парня. У нас были теплые отношения, но это ни во что не переросло. С самого начала романа я знала, каким будет конец. Таким он и вышел спустя шесть лет. Замысел всей книги был изначально у меня голове, и я просто пи -сала и постепенно развивала сюжет. А отчасти он и менялся, да.
Героиню зовут Эмма, у нее есть близкий друг, который поддерживает ее во всем. Между ними нет любви, но по мере развития сюжета я пытаюсь донести до читателя, что хоть они и не признались в этом, но испытывали друг к другу нечто особенное. Возможно, это была настоящая любовь, но из-за разных событий молодые люди не стали встречаться. Пропустили момент, когда между ними готово было что-то начаться.
Главная героиня олицетворяет меня (еще глупую) в мои 19 лет. Озвучивает мои чувства и переживания. И попутно я ввожу в повествование еще героя, кстати, не девушку, а молодого человека. Вот он похож на меня сегодняшнюю, на то, как я рассуждаю сейчас. В этой книге очень много меня, показанной с разных сторон.
Во время написания я чувствовала, что мои герои рядом, они между собою общаются, а я просто наблюдаю и делаю пометки: кому что кто сказал, как посмотрел, как отреагировал.
Я хотела, чтобы читатель сам решил, как он относится к каждому герою, а не ощущал мою оценку.
Все действие книги происходит в течение полутора месяцев одного лета.
Это лето 2018 года. Я по календарю сверялась. Например, молодые люди идут в кино, и я проверяю, что в этот день в этом кинотеатре шел именно этот фильм. Деталям я придаю большое значение, мне важно, что тот ресторан в это время года был открыт и там действительно подавали такое-то блюдо.
Эмма знакомится с новым парнем, и ей предстоит решить, как поступать дальше. Eе родители живут за границей и зовут продолжить обучение в Лондоне.
— Для повествования важны географические привязки?
— В родном городе мы живем словно в коконе, потому что нас окружают родители, привычный мир и привычные связи. И в университете с нами в основном учатся такие же ребята, как и мы. Только попав в какие-то экстренные ситуации, понимаем, что бывают какие-то другие варианты. Поэтому внешние события, безусловно, также влияют… Роман показывает трех главных героев с разных сторон. Каждый по-своему прав, если смотреть отстраненно, но, с точки зрения девушки, один мальчик окажется хорошим, другой — плохим, а на самом деле он тоже хороший.
— Ты рассказывала, что сама любишь читать и читаешь очень много.
— В школе я была неусидчивой, мне не хотелось читать ради пятерки. А потом, когда мы уже готовились к поступлению, у меня просто выбора не было. Я начала читать. Помню, начали мы с Ломоносова, Державина, Фонвизина, все это прочли, и потом пришел Пушкин. Я много чего читала, но прочла «Капитанскую дочку» и просто влюбилась. Мне даже сложно сейчас объяснить, в кого и во что, но вот влюбилась.
Тогда, в 10-11 классах, я нашла свое убежище в книгах, потому что реальность слишком давила на нас. Каждый день говорили: «Готовьтесь, занимайтесь, вам надо в университет». У нас очень большое давление на подростков из-за университета. И я в тот период от этого давления, от этого стресса убегала в книги. Для меня этот мир таким новым был! Я все больше хотела читать. И параллельно с тем, что задавали на дом, читала еще какие-то фанфики. В тот же период открыла «Гарри Поттера», меня буквально затянуло — и пошло-поехало.
В шестнадцать лет нас заставляют сделать выбор. А я в шестнадцать была не состоянии определить, чего я хочу. Я просто набрала баллы, и куда я прошла, туда и поступила, без особого понимания, хочу я этого или не хочу.
— Книги и одиночество как-то связаны между собой?
— Я открытый человек, общительный. Даже если три дня дома сама с собой проведу, мне становится невыносимо, хочется к людям, хочется пойти погулять, посмеяться, поболтать. Но я могу быть одинокой. В моем возрасте и в мое время сложно найти человека, который разделял бы мое трепетное отношение к писательству и такую мечтательность. Я понимаю, что реальность бывает суровой, не все мечты претворяются в жизнь, но я лично верю: все, что я очень-очень хочу, все это обязательно случится! Рано или поздно случится. И я всегда к этому стремлюсь. Возможно, мое такое отношение связано с тем, что я молода, ничего, слава богу, плохого со мной не происходило, поэтому я верю.
И одиночество мое может проявляться в том, что я еще не нашла человека, который бы думал точно так же, как и я, и мне кажется, мне нужно найти такого же. (Смеется.) С другим мне будет сложно. Мне хочется найти человека, который поддерживал бы во мне именно это, а не, например, «давай похудеем» или «давай поправимся». Для меня это очень важно.
Книги заполнили все мое время, отношений серьезных у меня не было. Ну там общалась, гуляли, но таких отношений, про которые я могла бы сказать, что они меня многому научили, такого не было. Чему-то меня научила моя безответная любовь, даже не научила, а показала — я познакомилась сама с собой.
— Что значит для тебя писательство?
— Я пишу истории, потому что хочу, чтобы они происходили. Даже вот я писала про своих героев, дописала, поставила в точку и ощутила, что хочу пойти в ресторан, в который они пошли. И когда я о чем-то рассуждаю, я думаю, а что бы сказал вот он? Он бы так отреагировал? Писать я хочу профессионально: и быть знаменитой, и зарабатывать достаточно денег, чтобы откинуть все остальные дела, заниматься только писательством, иметь возможность переехать в какой-нибудь маленький итальянский городок. Взять с собой только лаптоп и писать, искать вдохновения.
Я бы хотела стать писателем, у которого в произведениях есть глубокий смысл. Чтобы те, кто читает, выносили бы для себя уроки из моих произведений.
ФОТО MEDIA.LICDN.COM
***
фото: Нармин на презентации первого романа.