Тонкая белая линия
Два миллиона поездок и более пяти миллионов километров намотали за прошлый год тюменские самокатчики — клиенты только одной из двух кикшеринговых компаний (Whoosh). При этом с каждым годом количество обращений в неотложку и их тяжесть растут, свидетельствует Антон Терехин, депутат городской думы и заместитель главного врача по экстренной медицинской помощи и инновациям ОКБ N 2.
— Кувырок с самоката по характеру травмы отличается от падения с высоты собственного роста. Когда мы поскальзываемся или спотыкаемся, голова с телом падают вниз со скоростью пешехода — четыре-пять километров в час. Водители электросамокатов летят с платформы (плюс 20 сантиметров к собственному росту) на большей скорости. Соответственно, чем выше скорость, тем сильнее повреждения. Eсли повезет, можно отделаться ушибами, вывихом, ссадинами, изолированными переломами, после которых можно восстановиться до прежней активности. Eсли не очень — сломать основание черепа, заполучить тяжелое сотрясение мозга, кровоизлияние и серьезные проблемы со здоровьем на всю оставшуюся жизнь, — пугает Антон Владиславович.
Антон Терехин и сам активный пользователь прокатных самокатов.
— Мне это удобно, я самокат использую как транспорт. И считаю, что детям тоже не надо запрещать его осваивать. Проблема в культуре — и не только тех, кто управляет самокатом, но и самих пешеходов. В городе плохая разлиновка. Сам иногда не вижу, где должен идти пешеход, а где — ехать велосипедист и самокатчик. Это вопрос и к городу, и к нам как к депутатам, и к компаниям кикшеринга.
Eму вторит Денис Квитко, заместитель директора городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта:
— Чаще всего не разделены потоки. Eсли пройти на улицу Широтную, мы на разлинованной велодорожке найдем пешеходов — человек пятьдесят, не меньше. Они смотрят в телефоны или идут с детьми. Видимо, нужно время, чтобы к этой инфраструктуре люди привыкли. По проезжей части Широтной люди же не ходят — это страшно. Сегодня транспорт опережает развитие инфраструктуры. Нужна сеть велодорожек — от спальных районов до делового центра. Сеть велодорожек для туристов. У самокатов хороший туристический потенциал. Eсли человек приехал на несколько дней в Тюмень и погода позволяет, то он может посмотреть достопримечательности не из окна автобуса.
Денис Сергеевич считает, что должен быть баланс между сетью велодорожек и количеством самокатов.
Депутат городской думы Павел Девайкин уточняет: какие у города есть решения?
— Медленные зоны, зоны запрета — это парки. Мы ограничили скорость у торговых центров, потому что заметили, что молодежь там каталась между машин. Мы работаем в диалоге с кикшеринговыми компаниями, смотрим, где высокий пешеходный трафик или узкий тротуар. Все такие места мы постепенно заносим в медленные зоны. Все мосты, например, или перекрестки.
Заместитель начальника областного управления Госавтоинспекции УМВД России Артем Сотников приводит статистику. Она говорит о том, что в этом году количество дорожно-транспортных происшествий с участием самокатов увеличилось на пятнадцать процентов. И большая часть — это именно прокатные самокаты.
— Из 89 ДТП 78 по вине водителей электросамокатов. Дети продолжают страдать в таких ДТП, даже несмотря на принятые меры со стороны компаний кикшеринга — запрете передвижения на их самокатах до 18 лет, но эта система не работает. Блокировка аккаунтов, чат-боты есть, но действенных мер пока нет, — рассуждает Артем Станиславович.
У ГИБДД с апреля прошлого года появилась возможность штрафовать водителей электросамокатов. И только в этом сезоне к ответственности уже привлекли шестьсот водителей.
— Ожидаемое повышение штрафов, полагаем, станет бить по карману молодых людей, студентов. Возможно, они перестанут тогда ездить вдвоем или не спешиваться на перекрестках. Но нужна пропаганда, социальная реклама. У нас весь город в экранах, почему бы кикшеринговым компаниям не транслировать правила дорожного движения для самокатов на них.
Павел Трусников, специалист по взаимодействию с органами власти по УрФО кикшеринговой компании Whoosh, говорит, что за прошлый год количество пользователей среди горожан выросло до 160 тысяч.
— В правилах дорожного движения эксплуатация электросамокатов разрешена с 14 лет, но наш сервис рассчитан на тех, кому уже есть 18. С нашей стороны ежегодно проводятся школы вождения. Тюмень для нас — один из приоритетных городов по России, потому что находится в лидерах и по количеству поездок, и по спросу. Тут играет роль готовность городской инфраструктуры. У вас хорошие тротуары по сравнению с другими, и город удобен для маломобильных групп. Eще хорошо бы довести до ума разметку, это немаловажный фактор. Наша компания включилась в этот процесс в Москве и в Уфе, где мы сейчас прорисовываем дорожки.
Павел Юрьевич уточняет, что существенного увеличения парка не планируют — нет желания захламить город. Но идет обновление! 3500 штук находится в эксплуатации, а часть в запасе, ведь ресурс самоката ограничен.
Кстати, что касается управления в нетрезвом виде — компания тестирует новую программу в приложении для аренды велосипедов в Перми. Это такой когнитивный тест на определение алкогольного или другого опьянения. Конечно, стопроцентной гарантии не дает, но отсекает тех, которые находятся в критическом состоянии.
Денис Квитко приводит пример изменений в работе с операторами в лучшую сторону:
— Раньше у компаний была виртуальная парковка — в телефоне, и народ бросал самокаты как попало. А сейчас, когда все нарисовано на тротуаре, люди стараются поставить туда, стало в этом плане лучше. Это вклад со стороны операторов в инфраструктуру города — они делают зоны парковок бесплатно и той же краской, которой нанесена разметка на проезжей части.
Сейчас департамент дорожной инфраструктуры и транспорта рассматривает возможность платной эвакуации в случае, если оператор не убирает самокат в течение четырех часов с места стихийной парковки.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Депутаты Антон Терехин и Павел Девайкин;Павел Трусников;Артем Сотников, Денис Квитко и Илья Мишин, представитель компании Whoosh.