X

  • 17 Декабрь
  • 2024 года
  • № 139
  • 5638

«Раздолье» для людей творческих

Фольклорный ансамбль «Раздолье» радует поклонников почти четыре десятка лет. В 1986 году он был основан при ДК «Геолог» и назывался «Красота» (с ударением на первый слог). С тех пор через ансамбль прошло человек, наверное, триста: люди приходили, учились петь, уходили, кто-то возвращался, в итоге сложился костяк — три Татьяны, Наталья, Ольга и Eвгений.

— Я в ансамбле с 1986 года, с основания, — говорит Татьяна Eманова. — Нас собрал добрый, хороший человек — Владимир Александрович Духонин. Он был фольклорист от бога. Моя однокурсница пошла на прослушивание и меня пригласила за компанию. А я всегда пела. Все тогда работали, на репетиции приходили после основной работы. Даже в фольклорные экспедиции ездили во время отпуска. Ходили по домам, напрашивались в гости к бабушкам-певуньям, по крупицам собирали песни.

Своя история у Татьяны Журавлевой. Она училась в педучилище, случайно увидела бегущую строку, что фольклорный коллектив набирает юношей и девушек, и пошла на прослушивание. Так совпало, что она пришла в один день с Ольгой Орловой, которая в те годы работала в проектном институте и объявление о наборе прочитала в газете «Тюменская правда». А вот терская казачка Наталья Третьякова вспоминает, что в ансамбль ее привела Татьяна Гринько, которую, в свою очередь, пригласил сам Владимир Александрович, увидев красивую девушку с русой косой.

Татьяна Гринько говорит, что Духонин стал для ансамбля вдохновителем, свою жизнь прожил как проводник русской культуры. Сам подбирал варианты костюмов, так, один из комплектов — точная копия из нашего краеведческого музея. Потом сделал большой заказ в ателье. И всем солисткам заказал два вида — нарядный и холопский.

— Он сам искал тесьму на платья, бусы для каждой лично делал. Цвет ткани подбирал под каждую солистку. Сейчас, если сценарий предусматривает, за концерт солисты три раза могут сменить костюмы.

В начале девяностых Владимир Александрович по состоянию здоровья отошел от руководства, благословив коллектив на свободное плавание, через несколько лет его не стало. Руководителем стал Николай Кочнев, до этого много лет руководивший хором завода «Электрон». И примерно в то же время созрело решение переименовать коллектив. Долго выбирали варианты, остановились на «Раздолье». Благодаря Николаю Александровичу «Раздолье» поднялось еще на ступень выше в плане профессионализма. Расширили репертуар, съездили в первый круиз с телепередачей «Поле чудес». Были в Женеве на днях Сибири в Швейцарии. И тут ансамбль осиротел во второй раз: Николай Александрович скоропостижно скончался. С тех пор ансамбль работает без руководителя, все-таки в репертуаре коллектива уже было более трехсот песен, большая их часть собрана Духониным.

Мужские партии в ансамбле исполняет Eвгений Рахмеев, он самый молодой участник, в коллективе с 1993 года. Он из Челябинской области, там окончил институт культуры.

— Я из деревни, у нас там все поют. Семья моя певческая. В деревне 800 человек, а есть музыкальная школа, свой хор, несколько ансамблей. Манера уральских и сибирских песен различается. На Урале другие песни поют: много песен татарских, башкирских. Когда в Тюмень переехал, устроился на работу, но заскучал по пению. Спросил у тещи: где есть что? Она меня привела в «Раздолье». В коллективе меня сразу приняли. Вот уже 31 год пою.

Спрашиваю у артистов, какие концертные площадки у них самые любимые.

— Для нас зритель всегда одинаков, — делится Татьяна Гринько, -и любовь с ним все равно происходит. С кем-то не сразу, особенно если кто не знаком с нашим творчеством. Нам нет разницы, перед кем выступать. Иногда случается волшебство на концерте, особенно когда слушателей не очень много в зале. На открытых площадках выступать сложнее. Люди там курсируют туда-сюда, и не сразу видишь отдачу. Мы много раз на «Этнофесте» выступали. Вот и в этом году нас сначала слушали лежа-сидя, и когда мы запели, было видно, что некоторые посетители вошли просто в нирвану. Они под наши лирические протяжные песни медитировали!

А вот про любимые песни они рассказывают по-разному. Татьяна Гринько говорит, что на определенные концерты у них свои варианты. Народная песня — она же к случаю. Например, есть встречальная песня, или провожальная, именная, под чарочку. Eй самой нравятся протяжные, многоголосные:

— У нас есть разные скомпонованные варианты выходов. Но если надо сократить или дополнить, то все сделаем по ситуации. Делаем театрализованные представления — девичник, святки, новоселье, сватовство. Пишем сами сценарий, читаем книги, свои наработки используем. Вспоминаем свои старые песни.

Татьяна Eманова считает, что любимые протяжные песни они поют для себя, а на концертах лучше быстрые исполнять. Неподготовленный зритель долго не будет слушать неизвестные фольклорные песни.

— У нас слаженный коллектив, -продолжает Ольга Орлова. — Мы можем друг друга заменять, но лучше петь каждому свою партию. Даже если двух солистов нет, мы сможем и втроем-вчетвером, но это гораздо сложнее, песня прозвучит беднее. Конечно, зритель не знает, как в идеале должна звучать песня, и примет наше исполнение. Но мы-то знаем! Тем более мы поем а капелла, без музыкального сопровождения.

— Какая была самая северная и южная точка гастролей?

— По всем геологическим партиям поездили, верх по Оби и Иртышу, дальше Салехарда ездили, -говорит Татьяна Гринько. — А самая южная точка — круиз на теплоходе по Средиземному морю.

— Новых артистов пробуете в ансамбль?

— А где и когда мы с ними такой объем наших песен будем учить? -говорит Ольга. — Придется забросить и работу, и семью и каждый день учить-учить-учить новичков… Нет смысла. Когда нам надо что-то новое в репертуар ввести -или песню, или расширить обряд, или добавить игровые моменты, мы сначала это обсуждаем. После встречаемся у Татьяны, учим, затем обкатываем на праздниках.

Вспомнив рассказ про провожальную песню, я спросила еще раз о таком жанре. И они тут же подхватили и спели мне напоследок: «Не пора ли, не пора курочкам отседова».

ФОТО АНАСТАСИИ БEМБАК

***
фото: Вверху: Татьяна Еманова, Татьяна Журавлева и Ольга Орлова, внизу: Наталья Третьякова, Евгений Рахмеев, Татьяна Гринько.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта