Ни один автобус не пострадал
Водитель автобуса высовывает руку, подъезжает к стойке с кольцом и, ловко его ухватив, проезжает и вешает на другую стойку. Элемент называется «эстафета» — главное, не уронить кольцо, иначе получишь штрафные баллы.
Эти и другие фигуры выполняли водители на областном конкурсе профессионального мастерства «Лучший водитель автобусов -2024» в пятницу, 19 июля. Сначала была теория, потом практика.
Считаные сантиметры отделяют кузов автобуса от стоек с флажками параллельной парковки. За рулем сидит судья соревнований Федор Третьяков, он выполняет контрольный заезд, по которому берется среднее время.
— Зачем водителю уметь проходить круг задним ходом?
— В жизни все мы так или иначе маневрируем, а задний ход самый непростой, — отвечает Федор.
Он в прошлом году занял первое место на общероссийском конкурсе профессионального мастерства. Работает в учебно-производственном комбинате «Автомобилист», занимается обучением на тракторах.
Третьяков признается, что в работе, скорее всего, все шоферы без труда выполнят фигуры без ошибок, а вот на соревнованиях нервишки начинают играть. На всероссийском конкурсе, кроме фигур, был трюк со стаканом воды. Eго ставили в салон, требовалось не расплескать. Федору удалось.
По итогам соревнований первое место занял водитель Артем Шустов из ТПАТП-1 и теперь мечтает о всероссийском конкурсе.
— Поторопился со стартом. На колее зацепил колесом брусок. Переднее колесо прошло, а заднее внутреннее — нет, — объясняет мне Артем сразу после практической части, — мог и лучше.
— На каком маршруте работаете в городе?
— По-разному, в основном это N 25 и N 30, летом на дачных.
— Дачные сложнее, длиннее?
— Нет, по центру в городе всегда сложнее, особенно в час пик. У меня длинные маршруты, зато на конечной N 30 есть комната отдыха, где можно еду разогреть, кондиционер летом, есть туалет, а на других такой нету. Зимой бы такие пригодились. У N 28 конечная в Преображенском, там кулинария недалеко, но еду не подогреешь.
— Тренировались перед конкурсом?
— Да, старался к остановке подъехать близко. На соревнованиях есть такая фигура, а флажок — это пассажир, его нужно «посадить» ровно в двери автобуса.
— Eсли человек к вам бежит, машет руками, просит подождать, а вы уже поехали… остановитесь?
— Eсли уже начинаешь отъезжать от остановки, лучше не останавливаться, тебя же сзади пропускают, перекроешь движение всем. Бывает, жалобы приходят, но иногда нет возможности остановиться.
— Обратная связь чаще какая?
— Бывает, кондуктор передает спасибо. Бабушки говорят: хорошо едет, не дергается. Но в автобусе бывает, что иногда дергается коробка, так что это уже к диагностам, они работают над такими проблемами.
— Как вы пришли в профессию?
— В Тобольске предприятие обучает людей на категорию Д, а ты по контракту отрабатываешь у них три года, я пошел. Потом мы с женой приняли решение переехать в Тюмень. Тут совсем другая динамика. В Тобольске спокойнее работать, пробок меньше. Нам же еще нужно по времени успеть, но иногда от меня это не зависит, пробки я не перескочу.
— Говорят, те, кто переезжает в Тюмень, испытывают сложности с проездом по кольцевым развязкам.
— Только половина водителей соблюдает правила проезда по кольцу! Самое неудобное кольцо — на пересечении улиц Мельникайте и 50 лет Октября. Крайняя левая полоса идет налево и прямо, а средняя -только прямо. И все поворачивают из нее налево, нарушают. Приходится стараться соблюдать правила, смотреть, чтобы никто не залез.
— Вы мысленно ругаете водителей?
— Я сдержанный. Eдешь сам по правилам и смотришь, чтобы никто не пересек тебе линию движения. Самокатчики очень мешают. Недисциплинированные. Вот на Цветном бульваре случай был: по автобусной полосе самокат решил проскочить перед автобусом и врезался в него, я проезжал мимо и видел. Они создают помехи, потому что часто ездят совсем молодые люди, которые правила дорожного движения плохо знают. Может, нужно регистрацию в приложении сделать по паспорту? И убирать самокаты из каких-то зон.
— В городе сделали медленные зоны.
— Eсли ты резко вырулишь на дорогу, десять километров в час это будет или двадцать, роли особо не сыграет. Надо, чтобы их чаще контролировали и штрафовали.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Артем Шустов выполняет элемент «гараж»;Судья соревнований Федор Третьяков;В соревнованиях приняли участие восемь команд.