В поисках утраченного
Хван Сок Ён. Дорога в Сампо. Чангби, 1973.
Семидесятые годы прошлого века. За предыдущие два десятилетия Корея успела обрести независимость, пережить войну и разделение и войти в эпоху ускоренной индустриализации и модернизации. Народ, что еще недавно жил в селах и занимался сельским хозяйством, теперь вынужден массово уезжать в большие города — в провинции уже хорошо не прожить. Простой рабочий, покинувший малую родину ради того, чтобы гнуть спину на заводе в нечеловеческих условиях за мизерную плату, становится героем своего времени. Ничего удивительно, что именно в эти годы главной темой корейской литературы становится малая родина -а точнее, ее утрата.
Писатель Хван Сок Ён (знаменитый в Стране утренней свежести, но не за ее пределами) описывает путешествие двух главных героев — недавно освободившегося из тюрьмы господина Чона и скитающегося в поисках рабочего места Ёндаля. Последний, утратив корни, решает отправиться вместе с Чоном в его родные места, однако рассказ обрывается до того, как героям удается добраться до места назначения. Дорога в глухомань Сампо — далеко не самое приятное путешествие, но на протяжении всего рассказа, состоящего преимущественного из диалогов, Чон мечтательно описывает свой покинутый десять лет назад дом как райское место и ожидает обрести там лучшую жизнь. Ёндаль же присоединяется скорее от скуки, надеясь лишь, что по дороге удастся заработать.
На последних страницах становится очевидно, что Сампо — того Сампо, в который мы верили -уже давно нет. Вообще-то в реальной Корее никакого Сампо не существует, но это и не важно. Ведь рассказ — не про возвращение, а про сам путь. Раз покинув дом, не всем дано вновь его обрести, однако все мы продолжим снова и снова выходить на эту дорогу, мечась между желанием уехать и вернуться. Звучит печально — но как иначе осознать, что на самом деле значит «дом»?
***
фото: