X

  • 15 Август
  • 2024 года
  • № 89
  • 5588

Юлька-штукатур и другие

В музейном комплексе имени Словцова открылась выставка «80 лет вместе». На ней четыре основных тематических раздела: прошлое региона, индустриализация Тюменской области, ритмы нового века, новые направления в творчестве художников.

— На протяжении многих лет Тюменское музейно-просветительское объединение ведет совместную работу с региональным отделением Союза художников России, — отметила Светлана Сидорова, генеральный директор Тюменского музейно-просветительского объединения. — В музейном комплексе имени Словцова проводят персональные выставки художников, отмечают юбилейные даты и творческие дебюты. По традиции каждая новая выставка наших художников в музейном пространстве становится ярким событием и собирает большую аудиторию поклонников и ценителей искусства. Юбилейный выставочный проект «80 лет вместе» — это не только срез творчества регионального искусства, но и большой исторический материал. На выставке представлены работы из фондов Тюменского музейно-просветительского объединения, а также работы из личных архивов мастеров, отражающие самые главные вехи в истории развития Тюменской области. Выставка «80 лет вместе» — особенный подарок жителям и гостям нашего региона, яркий, многогранный, наполненный светом и большой любовью.

Настроение на открытии царило приподнятое — люди ходили, узнавали друг друга. Кто-то специально приехал из другого города, а кто-то зашел случайно, но нашел то, что вызвало счастливые воспоминания. Так, например, посетительница Людмила зачарованно стояла у работы братьев Арангуловых, где запечатлен Тобольский театр, которого уже давно нет, потому что он сгорел.

— Случайно забрела, сделала все дела и просто зашла. И очень этому рада. Узнала родную дорогу, на родной собор полюбовалась, — делится Людмила.

Картины Арангуловых напоминают салонную живопись и выглядят залакированной действительностью. Но на выставке достаточно достойных работ, чтобы их оттенить. Eсть, например, не известный мне раньше Владимир Янке. Картина воспевает торжество нового времени, индустриализации и поражает своими всплесками синего, смелыми мазками. А ведь это работа прошлого.

Привлекала взгляды женщина в изумрудном платье с кружевным воротничком. Как оказалось, это Галина Манаева, раньше она работала в тюменском обкоме комсомола; платье сшила себе сама -из платков.

— Прослеживается вся история Тюменской области: героический труд первопроходцев, Eрмак, покоритель Сибири, — восхищается Галина. — Меня впечатлила работа из дерева Виктора Афанасьева «Семейная фотография». Тюмень продолжила формирование культурных кодов, важно, что сегодня, когда такой раздрай в нашем культурном мире, когда много направлений непонятных видов искусств, Тюмень торжествует и стоит твердо.

Вкус у Галины Манаевой отменный — это прослеживается и в созданном ею платье, и в выбранной работе. Казалось бы, сверхпростая, нарочито грубо сделанная работа отсылает нас к французскому примитивисту Анри Руссо.

Так что, можно сказать, искусство притягивает искусство, и неизвестно на самом деле, где его больше — среди висящих работ или среди людей, которые пришли на них посмотреть. На открытии я встретила нашего постоянного автора, большого знатока Татьяну Листопадскую. «Фундаментально подошли. Я посмотрела, мне понравилось. Все знакомые — Паромов, Рыбьяков. Ну и новые имена открываешь», — поделилась Татьяна Яковлевна.

Айгуль Тарханова пришла с маленькими дочками — Маргаритой и Катей. Она керамист, выставлены здесь и работы ее мужа Александра Почежерцева, которого уже, к сожалению, нет в живых.

— Мы выставляли до десяти работ, и потом был отбор в пределах четырех-пяти, — рассказывает Айгуль. — У меня есть старая работа и совсем новая, которую еще никто не видел — «На зоре, на зорьке». Коровушка, козочка и бабушка, которая их пасет. Деревенский сюжет. Это скорее воспоминания из детства, когда мы с мамой приезжали в родную деревню Куртюганы. Eсть еще работа «Дороги и телеги». В название вкладываю скорее философский смысл. У человека есть своя дорога и свой груз, который он по жизни несет на плечах: его судьба, то, как он ее проживает. У каждого своя дорога и своя телега.

Скульптором, говорит Айгуль, физически быть не тяжело, смотря какой размер работы. Вот у нее, например, работы небольшие — художественная керамика. «С годами ты оттачиваешь свое мастерство и где-то начинаешь отсеивать мелкие детали, уходишь в монументальность. Тогда керамика действительно приближается к скульптуре».

— Это юбилейная выставка, проходишь, и становится тяжеловато на душе, — добавляет Айгуль. — Видишь, что многих авторов уже с нами нет. Вообще интересно наблюдать Тюмень в разное время. Конечно, в опытных художниках чувствуется мастерство, молодые -легкомысленные, у них опыта не хватает, но они отличаются легкостью, непринужденностью в пятне, поиске композиции.

Выставка масштабная и, как все большое, имеет и плюсы, и минусы. Хочется вместить все. Это видно и по каталогам, которые подарили посетителям на открытии. Роскошный подарок, но не без вопросов к верстке — и опять же куча фотографий, размещенных подряд на странице. Но зато все могут себя увидеть и вспомнить.

Выставка хороша тем, что можно проследить движение — это активная живопись и восьмидесятые -период дизайна, более ранний период. Честно говоря, складывается впечатление, что, хотя дизайнерская мысль в Тюмени преуспела и многие работы действительно выглядят и сейчас свежими — тот же Николай Пискулин до сих пор привлекает внимание, — но по части живописи Тюмень потеряла много по сравнению с прошлым. Взять Анатолия Седова, никто не продолжил его импрессионистский путь. Потрясающий колорит у художника Альберта Мокина — одна только маленькая избушка на фоне зимнего неба с промерзшим закатом чего стоит. Николай Ситько — это практически сибирский Владимир Стожаров. Совершенно любопытнейший Григорий Бочанов — необычная перспектива уходящей вдаль улицы. Голова девочки Бориса Савина напоминает скульптуру «Маленькой танцовщицы» Эдгара Дега. Живая лепка рук как будто до сих пор запечатлелась на гипсе. Открытием стал Виктор Афанасьев, которого я не знала, как и многих других. Eго «Юлька-штукатур» из гипса — это, конечно, портрет эпохи. Советский романтизм, поэзия труда и вместе с тем очарование юной, но уже все понявшей про жизнь женщины. Вот чего нет в современном искусстве, так это обобщения. Все измельчало, каждый думает только о себе, как, впрочем, и в жизни. Нет какого-то общего духа ни в пейзажах, ни в портретах. Хорошо ли это, плохо ли, будет ясно через время. А пока мы можем наслаждаться такой объемной выставкой.

Интересный художник, отличающийся особой любовью к Тюмени, Александр Чемакин на этот раз смотрелся не самым выгодным образом. На его работе «Эрмитаж» изображен мальчик, который ест арбуз, внизу вставлен реальный кусочек фотографии фруктов, вверху кусочек обоев — смотрится несобранно и непонятно. Это эксперимент в чистом виде. Владимир Глухов представлен только одной картиной — «Зульфия и колхозник». Таких красок, как у него, конечно, нет ни у кого. И такого юмора, такого недекоративного восточного колорита, помноженного на ум, талант, юмор и тонкое чувствование бога. Закрасить все полотно зеленым, нарисовать героиню полностью синим — смело и осмысленно. Целая витрина занята симпатичными куклами Сергея Перепелкина в его типичном условном стиле, есть еще и его графические работы.

Eсть вопрос, почему все-таки одних художников представили более широко, а других буквально одной работой. И, конечно, увидев полную картину художественного движения Тюмени, можно вздохнуть — мол, раньше было лучше, таких масштабных художников, как Остап Шруб, больше нет. Активное развитие дизайна в Тюмени пошло не на пользу живописной, графической стороне.

Просчетом организаторов стала проблема с микрофоном. В итоге зрители могли наблюдать исключительно гоголевскую картину -на экскурсии мы делали вид, что внимаем, но на деле не слышно было практически ничего.

Около колоритных работ художника Михаила Захарова, который известен своими характерными портретами деревенских жителей, застыли муж и жена, как будто сошедшие с его картин. И еще работы — это дань памяти тем, кого уже нет с нами. Например, прекрасная скульптура Юрия Паянена — это скульптор Геннадий Востриков, которого уже нет в живых. Эти распахнутые для разговора руки — кажется, он вот-вот заговорит. Так что спасибо организаторам за выставку, каждый найдет в ней что-то свое. А может, и сам станет для кого-то экспонатом.

ФОТО АВТОРА

***
фото: На выставке «80 лет вместе»;«Портрет девочки» Бориса Савина;«Юлька-штукатур» Виктора Афанасьева;Айгуль Тарханова «везет свою телегу».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта