Услышим ли музыку сфер
— Берем звук соль, в эту сторону мы слышим соль-бемоль, а в эту сторону -соль-диез. Вот три звука.
Константин Сараджев, звонарь-виртуоз, слышал в этом промежутке 243 звука. 121 в одну, 121 в другую и один средний, — рассказывает Сергей Малягин. — Eсть звуки, которые наш слух не воспринимает. Мы слышим определенный диапазон звучания. Весь мир покоится на музыке сфер, все в жизни -это звучание, и за счет колебаний звучат предметы.
Наталия Василенко, заслуженный учитель РФ, и Сергей Малягин, заслуженный работник культуры РФ, передают профессиональный опыт владения музыкальными инструментами детям в школе имени Владимира Знаменского более тридцати лет. Наталия Ростиславовна — по классу фортепиано, а Сергей Ростиславович — по классу флейты.
С музыкальной школой имени Знаменского связана вся жизнь, они здесь учились и продолжили профессиональную деятельность. Мама, Валентина Николаевна, очень желала, чтобы дети стали профессиональными музыкантами. Наталии Ростиславовне поставила цель: «Ты будешь пианисткой». «Я и не сопротивлялась, понимала, что бесполезно», — говорит Наталия. Сергей выбрал флейту по стечению обстоятельств.
Сергей Ростиславович определенно знает, что случайностей не бывает — это закон причинно-следственных связей. Однажды отец Сергея, Ростислав Владимирович Яичников, первый директор театра кукол в Тюмени, принес сыну кларнет, тогда же приняли решение поступать в музыкальное училище по классу кларнета. Когда Сергей пришел сдавать экзамены, ему сказали, что нет флейтистов. «Давай-ка ты на флейту», -попросил преподаватель.
— И я поступил на флейту. А потом начинаешь понимать, что флейта пришла к тебе в руки. Флейта — это судьба, — говорит Сергей.
Сергей определяет музыку как самый сложный из всех видов искусств. Музыка — мощное воздействие на мышление, воспитание. Недаром Пифагор говорил, что вся вселенная — это музыка сфер. А любые колебания — это музыкальные звуки. Он говорил, что весь мир покоится на музыке сфер. И музыка формирует личность. Музыка, по словам Натальи Ростиславовны, если говорить про обучение, это, конечно, способ воспитания и приобретения профессиональных навыков. «Музыка воспитывает волю, умение трудиться, расширяет кругозор, прививает культуру, обогащает человека духовно».
В течение учебного года у преподавателей насыщенные рабочие будни: подготовки к концертам, к конкурсам. Летом Наталья Ростиславовна готовила учеников к поездке в творческую мастерскую в Суздале, где преподавали профессора Московской государственной консерватории. Дети приехали вдохновленными.
— Встаю в пять утра, делаю часовую гимнастику, иду на работу, работаю до восьми вечера. Дома люблю слушать прелюдии и этюд-картины Сергея Рахманинова. «Элегия» Рахманинова — в любые минуты жизни: и грустные, и когда хорошо на душе, — делится Наталья. — Из ранних, конечно, Бах. На нем развиваются наши дети, это фундамент.
— Просыпаюсь в половине пятого, чтобы с пяти бегать — пробегаю от десяти до пятнадцати километров в день. Потом на работу в 8.15. У нас насыщенные рабочие будни, репетиции. Когда вечером прихожу домой, стараюсь отвлечься от работы. Люблю почитать о Нахимове и Суворове.
В 2022 году Сергей ездил в отпуск до Севастополя на велосипеде — 3859 километров.
Во время беседы Сергей Ростиславович говорил о том, что наш организм совершенствуется, и когда-нибудь мы будем слышать больше звуков. Я, честно говоря, усомнилась, так как век цифровизации отдаляет людей от классической музыки, заменяя ее, к примеру, на адаптивную музыку для видеоигр. Но позже поняла — ведь его слова наполнены надеждой. Нужно сберечь эту надежду и найти новые способы приобщения людей к классической музыке.
Анастасия Лемтюгина
***
фото: Наталия Василенко и Сергей Малягин, преподаватели музыкальной школы.