Улицы нашего города
Продолжение. Начало в № 92.
…Впервые о них сообщила «Тюменская правда» 8 июля 1947 года: «38 наших земляков-тюменцев за боевые подвиги, за проявленные героизм и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками удостоены высокого звания Героя Советского Союза. 13 из них это звание присвоено посмертно. 11 Героев сегодня служат в Советской армии. Остальные 14 человек вернулись к мирному труду».
Поименно они названы только в 1968 году в изданном в Тюмени сборнике «Герои земли тюменской». К уроженцам нашего края добавили Героев Советского Союза, родившихся в других местах, но ушедших на войну из Тюмени, и тех, кто поселился здесь после Победы. Поэтому в «Очерках истории партийной организации Тюменской области» отмечено: «83 наших земляка удостоены звания Героя Советского Союза». В настоящее время на мемориальной плите в парке Победы у Вечного огня уже 110 героических фамилий. Их имена стали присваивать улицам Тюмени после 20-го юбилея Победы.
Из мобилизованных и призванных на войну 19 тысяч тюменцев погибли в боях, скончались от ран в госпиталях, умерли в плену 5899 человек, каждый третий житель довоенной Тюмени. Их фамилии и воинские звания нанесены на плиты, стилизованные под реактивные минометы «Катюши», на площади Памяти. Там же зажжен Вечный огонь (2000). Пламя еще одного символа памяти горит с 1968 года у мемориала возле здания дореволюционной городской думы.
За проявленные в боях отвагу и мужество четверо уроженцев Тюмени: командир стрелкового батальона И.З. Безносков, механик-водитель танка Т-34 гвардии старший сержант В.E. Бугаев, штурман бомбардировщика Пе-2 гвардии старший лейтенант Б.К. Опрокиднев и командир артиллерийского дивизиона капитан В.Л. Худяков были удостоены звания Героя Советского Союза (трое посмертно). Более 10 тысяч тюменцев живых и мертвых — награждены боевыми орденами и медалями. Из 16 миллионов советских граждан, отмеченных медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», 6017 медалей получили рабочие и служащие оборонных предприятий тыловой Тюмени. Врачи и учителя городских больниц и школ.
Время рождает новых героев. Именами тюменцев, погибших при исполнении служебных обязанностей в Демократической Республике Афганистан (1979-1989), в контртеррористических операциях на Северном Кавказе и в зоне специальной военной операции на Украине, названы улицы в новых кварталах нашего города. Фотографии Героев Советского Союза на стене Памяти у облвоенкомата продолжают портреты земляков-Героев Российской Федерации.
На недавней пресс-конференции, посвященной 80-летию образования Тюменской области, губернатор Александр Моор предложил разбить на месте снесенного жилого долгостроя (угол улиц Герцена и Камышинской) сквер в память тюменцев-героев Отечества всех времен.
По постановлению ЦК и решению горисполкома
Топонимика является важной частью идеологии государства. Большевики это прекрасно понимали, поэтому переименовали более 90 процентов исторических мест. Метили по-своему пространство, показывая, кто в доме хозяин.
Основанием для второго после 1922 года массового переименования тюменских улиц послужило постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 года «О работе партии по преодолению культа личности и его последствий». Было рекомендовано исполкомам советов отказаться от названий улиц, носящих имена живых и здравствующих государственных, партийных и общественных деятелей.
Образовавшиеся в городской топонимике вакансии предстояло заполнить именами исторических личностей, необоснованно репрессированных в 30-е годы прошлого столетия.
Поэтому улицу Шверника, председателя Президиума Верховного Совета СССР, переименовали в улицу Николая Немцова — первого председателя исполкома Тюменского губернского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. После оставления в июле 1918 года красными войсками Тюмени он возглавлял горсовет в Туле и партийную организацию в Тамбове, участвовал в подавлении крестьянского восстания, известного в отечественной истории, как «антоновщина». Немцова расстреляли в Москве, когда он занимал должность заведующего секретариатом ВЦИК СССР.
Улице Бусыгина, стахановца 30-х годов дали имя Агеева — секретаря Тюменской губернской парторганизации большевиков, одного из руководителей подавления другого крестьянского восстания — Западно-Сибирского. В июле 1937 года в Иванове его арестовали прямо на заседании президиума облсовета — несмотря на то, что как член ВЦИК и Центральной партийной комиссии он пользовался депутатской неприкосновенностью. Через три дня в «Правде» было дано сообщение: «…лишь в последнее время в Ивановской области вскрыта часть виновников вредительства в сельском хозяйстве, торговле, здравоохранении. Установлено, что контрреволюционная банда возглавлялась разоблаченным предателем, врагом народа Агеевым». 22 ноября его расстреляли. Вместе с первым секретарем Ивановского обкома ВКП(б) Носовым, членом партии с 1905 года. Делегатом пяти партийных съездов, членом ЦК ВКП(б) с 1931 года.
Улицу Кирпичную, где обжигали местную глину, назвали улицей Чаплина. Не знаменитого американского комика — с усиками щеточкой, с тросточкой, в котелке -Чарли Чаплина, а его однофамильца Николая Чаплина, секретаря Тюменского губкома комсомола в 1920 году.
После Тюмени и Смоленска его избрали Генеральным секретарем ЦК ВЛКСМ. Потом с комсомольской работы отрядили управлять железными дорогами в Белоруссии. В 1936 году наградили орденом Ленина, через два года расстреляли за «вредительство», а спустя двадцать лет реабилитировали «за отсутствием состава преступления».
Улицу Эрнста Кренкеля, полярного радиста, переименовали в улицу Платона Лопарева, считавшегося до бессудного расстрела в 1938 году «замечательным военачальником, видным организатором и руководителем партизанского движения на Обско-Иртышском Севере».
В истории Тюмени Александр Иванович Кубасов известен не только из-за переименования 74 тюменских улиц.
Он родился в 1912 году в селе Мехонском Шадринского района Курганской области в крестьянской семье. Родители умерли. Воспитывался у сестры, учительницы школы № 1 в Тюмени.
В 1930 году поступил в Пермский госуниверситет, из которого отчислен с третьего курса по болезни. Работал в Тюмени учителем и заведующим начальной школы. В 1938 году из-за слабого здоровья переехал в Крым, где заведовал школой в Ялте. После присоединения в 1940 году Бессарабии направлен Наркомпросом РСФСР в Молдавскую ССР. Был директором неполной средней школы № 31 в Кишиневе. Как инвалид 3-й группы призыву на военную службу не подлежал. Когда гитлеровская Германия и ее союзница королевская Румыния напали на Советский Союз, Кубасов был эвакуирован в Тюмень. Преподавал историю в фельдшерско-акушерской школе. С января 1942 года по май 1945-го — начальник планового отдела, заместитель директора литейно-механического завода. Затем в течение десяти лет возглавлял это предприятие, преобразовав его в завод кузнечно-прессового оборудования. В 1955 году Кубасова избрали секретарем горкома КПСС, а через год — первым зампредгорисполкома. При нем самоуправление нашло свое место в сложной структуре управления городом. На сессиях горсовета, которые проводились в зале концертно-эстрадного бюро на улице Республики, 36, он говорил: «Директорам всех предприятий надо позаботиться о том, чтобы людям жилось удобно, чтобы не только улицы и дома были приведены в порядок, но и благоустроить школы, здравпункты, детские сады и ясли… Горисполком принял решение, обязывающее домовладельцев устроить возле своих строений деревянные тротуары, прорыть кюветы, высадить деревья… Только общими усилиями общественности, партийных и советских органов, коллективов промышленных предприятий и крупных учреждений города мы сможем успешно решить проблемы нового строительства, благоустройства и озеленения Тюмени. Каждому трудящемуся надо принять участие в благоустройстве города и отработать не менее 30 часов. Сделаем наш город благоустроеннее и краше… «
С августа 1960 года Кубасова по решению бюро обкома КПСС перевели директором аккумуляторного завода с примечательной мотивацией «по состоянию здоровья в связи с инвалидностью 3-й группы».
Затюменская и заречная части нашего города многим обязаны этому народному депутату и рачительному хозяйственному руководителю. В его характеристике отмечалось: «…По инициативе товарища Кубасова для рабочих завода хозяйственным способом за счет прибылей предприятия построено 13 тысяч квадратных метров жилья, два дошкольных учреждения, клуб, заводской санаторий-профилакторий. Коллективом завода проводится большая работа по благоустройству города и оказанию шефской помощи сельскому хозяйству… » За трудовые достижения и общественную деятельность он награжден орденом Трудового Красного Знамени (1966), Октябрьской революции (1971), многими медалями. В 1967 году ему присвоили звание Почетного гражданина города Тюмени. По его предложению переименовали еще одну улицу: Мостовую в Щербакова. В память о постовом милиционере, который во время ночного дежурства 1 июля 1956 года, услышав крики, спас ценой своей жизни трех человек, провалившихся в уличный коллектор с горячей водой. Посмертно старшего сержанта милиции Щербакова наградили боевым орденом Красной Звезды. Такую же награду он получил в 1944 году на Карельском фронте за форсирование реки Свирь — воевал в сформированной в Тюмени в августе-сентябре 1941 года 368-й стрелковой дивизии.
Знать и помнить
Вакцинизация массовых переименований тюменских улиц в 1922, 1934 и 1957 годах выработала у Тюмени иммунитет против рецидива этой болезни в 90-е годы прошлого столетия. Последней в череде смены названий городских улиц стала примыкающая к «тюремному замку» (сейчас здесь следственный изолятор) улица Исправительная (ее переименовали в 1922 году из Острожной-1). Символично, что Исправительная получила имя Владимира Галактионовича Короленко, общественного деятеля и популярного в начале XX века журналиста, выступавшего против мерзостей самодержавного судопроизводства. На своем пути гонений, арестов и ссылок он прошел через Тюмень до тобольской каторжной тюрьмы. После революции «совесть русской литературы» Короленко, потрясенный ужасом «красного террора», умер в декабре 1921 года.
В отличие от Москвы и других областных центров Тюмень оставила советские названия улиц, хотя призывы к их переименованию звучали. Недавние обращения некоторых городских общественных объединений о возвращении прежних названий улицам Коммунистической и Хохрякова (соответственно Большая Монастырская и Успенская) не получили своего развития. Проживающие здесь тюменцы (большинство опрошенных — так необходимо по действующему Положению о городской топонимике) не поддержали это предложение из-за нежелания менять адресные данные, хотя по законодательству эта процедура не обязательна.
Возвращение к прежним историческим названиям — это вовсе не обращение к православию и монархии или сохранение коммунистической идеологии (по действующей Конституции РФ любая идеология запрещена), а к своим истокам: ведь улицы и переулки нашего первого за Уралом русского города с татарским названием были связаны с особенностями и местности, и промыслов, и вероисповедания.
Примеры неудачных переименований случались в недавней истории Тюмени. На доме № 2 одной из первых улиц нашего города была табличка «Улица Ямская названа в память первой в Сибири Ямской слободы, основанной в 1606 году ямщиками… » (этот дом уже снесен — на его месте строительство). В 1970 году здесь появилась другая надпись: «Улица 368-й Печенгской Краснознаменной стрелковой дивизии». Говорили, что переименование Ямской исполком Тюменского горсовета народных депутатов принял по просьбе ветеранов Великой Отечественной войны.
Право быть увековеченной эта дивизия, сформированная в Тюмени в августе-октябре 1941 года из мобилизованных тюменцев, «родившихся с 1905 по 1918 год включительно», безусловно, заслужила. Депутаты не знали основного закона топонимики, который гласит, что «укоренившиеся в массовом общественном сознании понятия и символы городской инфраструктуры не поддаются изменениям и переименованиям». Улица Ямская проявила непокорность и не отказалась от своего первоначального исторического названия.
Реабилитацию переименованных в 1922-1940 годах тюменских улиц можно продолжить в трех направлениях. Во-первых, помещать, как уже делается, ниже официального названия ее прежнее наименование: Красина — Телеграфная, Кирова — Войновская, Орджоникидзе -Ишимская и так далее. Во-вторых, возвратить названия улицам, где стоят (или стояли) православные храмы: Ленина — Спасская, 25 Октября — Ильинская, Володарского — Знаменская, Урицкого — Архангельская, Луначарского — Никольская, Хохрякова — Успенская, Коммунистическая — Большая Монастырская…
Каким путем пойдет этот процесс?
ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ
***
фото: 9 мая 1965 года -тюменцы-Герои Советского Союза на приеме в обкоме партии.