X

  • 10 Сентябрь
  • 2024 года
  • № 97
  • 5596

Работающая мама — лучший пример для детей

Больше восьми тысяч проектов реализовано в рамках программы «Мама-предприниматель» по всей стране за десять лет ее существования. Мамы могут пройти тренинги и получить грант на открытие собственного дела. Может показаться, что работающая женщина в отпуске по уходу за ребенком — это новое явление. Но это не так! Многие так поступали и раньше. С той лишь разницей, что без всякой господдержки, и каждая шла своим путем.

…Татьяна Гаврилова, совладелец ресторана «Наследие», в бизнесе уже десять лет. Но предпринимателем осознала себя не сразу.

— Работаю и работаю, — говорит Татьяна, — понимание масштаба стало приходить недавно: я же плачу зарплату своим работникам, налоги государству.

До рождения первого ребенка Татьяна работала в «Соболев Альянс» по найму — управляющей ресторана «Узбечка». Когда забеременела, подготовила себе замену. Ушла в дородовый отпуск за две недели до родов, но сотрудники продолжали ей звонить, спрашивать. И через два месяца после родов она уже вышла на работу. И тут пришло предложение от работодателя открыть ресторан «Грузинка». Дома помогал муж, приезжала свекровь, иногда мама из Свердловской области. Татьяна каждые три часа ездила домой кормить сына. Eй хотелось, чтобы он постоянно ее видел, проснувшись. Работодатель пошел навстречу, и Татьяне установили график работы: три часа там, два часа дома. Когда Артему исполнилось шесть месяцев, Татьяна перешла на должность операционного директора. В семье появилась няня, сидела по часам с ребенком, а Татьяна хотела сама, материнство ее было зрелым, желанным… Когда сын пошел в садик, Татьяна решилась создать свой бизнес.

Выбирать сферу не пришлось: только общественное питание. У Татьяны был хороший наработанный опыт консалтинга при открытии ресторанов. В то время она занималась проектом трансформации столовых ТюмГУ. Она выиграла конкурс, получила в аренду кофейни. Зарегистрировала ООО «Зачетка». Так и начался ее маленький бизнес. Появилась стабильность, после семи вечера никто не беспокоил, стали свободными выходные и праздничные дни, и два месяца отпуска только летом.

— И оказалось, что я в доходах ничего не потеряла по сравнению с наемным трудом. Привычный образ поддерживался, у меня были свои работники, я контролировала, заключала договоры, сама делала закупки. Работа с поставщиками — все это было на мне. Два раза в неделю ездила на закуп. Было достаточно свободного времени, его нужно было занять полезным. Я переросла этот уровень.

Затем был опыт организации кафе на Михайловском рынке. Он совпал со вторым декретом. Но вторую беременность Татьяна носила тяжелее, а тут еще партнер по бизнесу допустил небольшой промах. Решив, что здоровье ребенка важнее, Татьяна Гаврилова закрыла кафе на рынке без долгов и обязательств. Когда родился Демид, ее следующим проектом стал семейный ресторан, и эту идею воплотили в «Наследии» на улице Комсомольской.

Меня заинтересовало, а приходилось ли Татьяне самой иметь дело с работающими мамами в декрете? И оказалось, что такой опыт есть: для кофейни в ТюмГУ заказывали сэндвичи у одной предпринимательницы. Счета она выставляла с задержкой, затягивались и другие рабочие процессы. Татьяну это напрягало, пока она не узнала, что та месяц назад родила ребенка. Но ты же рассчитываешь на нее, а она ничего не говорит.

Из текущих проблем сегодня на первое место вышла нехватка кадров. По наблюдениям Татьяны, многие решили податься в креативную индустрию, не осознавая, что самозанятость — не профессия, а налоговый режим. И даже статус ИП в будущем не обеспечит им пенсионные права, как работникам по найму.

— Зато с мужем нас очень объединили последние годы. С пандемии, когда мы развивали проект «Фазенда» в Насекино. Идея была его, я помогла масштабировать. И сейчас у нас это тоже семейный бизнес. А сегодня спросила у старшего сына, мешало ли ему то, что я постоянно работала, пока он был маленьким. И тот сказал: нет, мама, ведь ты занимаешься любимым делом. Я же вижу и понимаю, что, когда тебя долго нет дома, ты на работе. Но они же не одни остаются, а с папой. Я вот вернулась накануне из командировки в 12 ночи, а у меня на столе ужин накрыт. Артему нравится готовить, он с пяти лет нам дома устраивает пикники-завтраки. У меня есть подруга, она преподает официантское, барменское и поварское дело. Когда Демид был маленьким, а Артем хотел торт, он звонил ей через WhatsApp, и она ему давала видеоурок. Они начинали так: покажи, Артем, какие у тебя есть продукты? Подсказывала, что чем можно заменить. И они выпекали маленький тортик. Суп, конечно, он не приготовит еще, но зато его не надо приучать к труду.

Мне страшно потерять ниточку с детьми, говорит Татьяна. Они же все чувствуют, что с нами происходит. Жизнь помогла ей сформулировать кредо: пусть случилась проблема, я все равно иду вперед.

…Ирина Орлова — самозанятая. «Бизнесом мое дело сложно назвать», — считает она. Скорее это хобби, которое приносит деньги.

У нее бренд аксессуаров Pere-letnaya riba. Кроме этого, уже третий год она делает елочные игрушки из ваты. «Во время беременности я попробовала делать ободки и так увлеклась, что накопила штук тридцать готовых, — рассказывает Ирина. — Сфотографировала. Создала группу во «ВКонтакте» и забросила. Когда родился ребенок, стало сильно не до этого. Но когда ребенку было четыре месяца, мне в группу написала дизайнер Анастасия Семенова (Тюменский бренд одежды Asya Semyonova) и предложила выставлять мои ободки на продажу в ее магазине. Это нереально меня простимулировало. И психологически очень помогло, и отвлекло от рутины в декрете. А мне это было необходимо, хотя это был первый декрет и мое материнство было запланированным. Относилась к этому как к обязанности. Один ребенок должен быть. Дети — это большая ответственность».

Благодаря участию в маркетах и продаже украшений через местные магазины творчество Ирины стало узнаваемым. «У меня было достаточно заказов для того, чтобы я не выходила из декрета на свою основную работу. Но я понимала, что так будет не всегда. И фриланс — точно не мой выбор. Поэтому уже семь лет я совмещаю работу и хобби. И они по очереди преобладают — в зависимости от загруженности на основной работе».

— По вашему мнению, декрет -это время, выброшенное из саморазвития в счет материнского долга, или импульс к развитию себя как личности?

— Для каждого человека это что-то свое. У меня абсолютно случайно получилось так, что благодаря хобби я попала в совсем другой мир и начала развиваться в нем. От просто популярных украшений я перешла в нишу уникальных аксессуаров для очень узкой целевой аудитории. Я стала частью модной индустрии. Моими украшениями дополняют образы на показах. Их выбирают стилисты. Фотографы. Я делала кокошники для народной артистки и для звезд из «Танцы на ТНТ». Одно из значимых достижений — коллекции моих украшений вошли в шорт-лист всероссийского конкурса «Культурный код» и были экспонированы в Москве во Всероссийском музее декоративного искусства.

Большая часть хендмейда в Тюмени создается руками декретниц, считает Ирина Орлова.

— Декрет очень дисциплинирует. Ведь твой «босс» непредсказуем, поэтому ты максимально собрана. И просчитываешь все риски и форс-мажоры. Стресс-менеджмент в действии — лучше всяких тренингов!

— Обязательно делегировать во время декрета свои управленческие функции доверенному лицу? Или лучше самой контролировать основные процессы (финансы, договоры, судебные споры)?

— Все зависит от объема и задач, которые перед вами стоят. У меня не было возможности первое время самой стоять на маркетах как продавцу, так как ребенок не оставался ни с кем, кроме меня, поэтому прямые продажи на маркетах я делегировала. В остальном у меня не было в этом нужды.

— По вашему мнению, как на ребенке сказалась ваша работа?

— Я не думаю, что это оказало какое-то особенное влияние. Я занимаюсь ручной работой, я все время была дома. Eдинственное, что у ребенка было просто чуть больше новых впечатлений, так как он вместе со мной бывал на разных мероприятиях, куда бы я точно не попала, не занимаясь своим хобби.

А по поводу навязывания обществом чувства вины, вынуждающего женщину категорично выбирать между занятостью и материнством, Ирина ответила так:

— Все это манипуляция. Eсли ты человек сам по себе деятельный, ты сойдешь с ума, сидя дома, и неважно, с одним ребенком, с тремя или вообще без детей, если ты не получаешь кайфа от ведения хозяйства, создания уюта и ежедневной готовки. Это же большое заблуждение, что если ты не будешь тратить время на работу, то обязательно будешь тратить его на ребенкаработу по домуработу на даче. Нет, ты будешь тратить время на то, что хочешь. Но круг интересов и возможностей у всех разный. Хочется найти золотую середину между самореализацией и материнством.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Кокошник от Ирины Орловой;Семья Гавриловых.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта