Первый автобус Тюмени был… грузовиком
Пенсионерка Римма Николаевна Романова снова учится. В сентябре прошлого года в возрасте 85 лет она поступила в «Университет третьего возраста» (или, как его стали теперь называть, университет старшего поколения). Педагоги никогда не стесняются учиться.
В школе N 49 Римма Николаевна когда-то прививала детям любовь к русскому языку и литературе. А спустя годы, попав в университет, выбрала три факультета: краеведение, журналистику и домоведение.
Мы беседуем на маленькой уютной кухне у нее в квартире. Думаю, именно погружение в тот эмоционально-интеллектуальный океан на занятиях по краеведению всколыхнуло глубины ее памяти и выдало на поверхность комфортного и стремительно меняющегося настоящего мельчайшие детали стабильного доброго прошлого. В том числе и воспоминания детства про чудо техники середины прошлого века, городской автобус. Первый автобус в ее жизни!
В 1945 году Римме Алемасовой было семь. Вместе со всей страной она радовалась победе в Великой Отечественной войне. Через два месяца с мамой и бабушкой они уехали из Салехарда. Отца не было, она даже его не помнит; лишь в зрелом возрасте узнала, что и отца ее, и деда расстреляли в 1938 году, а семье только через несколько лет разрешили покинуть суровые места ссылки на Полярном круге и выехать на «большую землю».
— Пароход «Красин» пришел из Салехарда в Тюмень. Дождливый летний день. Тоска… Три женщины трех поколений тащат на себе с парохода свои вещи по чужому городу, где их никто не ждет! — так описывает эту картину Римма Романова.
В Тюмени семья поселилась на съемной квартире в частном деревянном доме на улице Республики — там, где остановка «Станкостроительный завод».
Римма Николаевна помнит, как в центре Тюмени на ремонте главной улицы работали немецкие военнопленные. Память запечатлела серую колыхающуюся массу, от которой веяло холодом: поверженные враги шли колоннами со строительными инструментами…
С разрешения хозяйки заглянем в ее ученическую тетрадку с зеленой обложкой — для заметок по краеведению. Читаем:
«В 1948 году (мне в то время было десять лет) немецкие военнопленные закончили укладывание булыжной мостовой на улице Республики, и был открыт автобусный маршрут от музея до переезда. До какого переезда, спросите вы? Даю справку.
В течение 100 лет вплоть до 1986 года улицу Республики (а до 1917 года — Царскую) пересекала железнодорожная ветка. Это место и называлось «переезд». Ветка шла от железнодорожного вокзала до станции Тура, мимо станкостроительного завода к судостроительному. Пролегал ее маршрут вдоль Колымской (позже переименованной в улицу Мориса Тореза). По этому железнодорожному пути в 1917 году провезли семью Николая Второго на пристань для отправки на пароходе в Тобольск. Перегораживая центральную улицу, эта ветка причиняла большие неудобства. И 40 лет назад ее убрали».
На перекрестке улиц Республики и Новой (ныне Профсоюзной) располагалась начальная остановка автобуса.
«Это был обыкновенный грузовик, в плохую погоду накрытый брезентом, в хорошую — без всякого прикрытия, — пишет далее старательная студентка. — К бортам крепились деревянные лавки для пассажиров. Всего помещалось человек двадцать. Люди подходили к заднему борту, где была вырезана дверца, из которой на остановке кондуктор спускала металлическую лесенку. По ней пассажиры поднимались и рассаживались. Когда ехали, держались за борт и друг за друга. Не очень, конечно, комфортно, особенно по современным меркам. Однако впечатление было сильным, поскольку до этого по городу — только пешком».
Можно представить, какой вибромассаж получали пассажиры в кузове того автобуса! На булыжной мостовой наверняка сильно трясло!
Ради исторической справедливости приведем также данные с краеведческого интернет-ресурса gorod-t.info:
«Первый городской автобус запустили по маршруту «Затюменка -Пристань» 2 июня 1929 года. Он был совершенно не похож на своего сородича из Англии, которая первой внедрила общественный транспорт еще в XIX веке. Наш, тюменский, был переделан из старого пожарного грузовика. Получившуюся опытную модель назвали «Организатор». В кузов можно было попасть по лестнице, приваренной к задней части «салона», пассажиры сидели на деревянных скамьях вдоль бортов с высокими перилами. Крыши не было, но люди радовались и такому средству передвижения по городу».
Все сходится! Разве что про лесенку чуть иначе. Но ведь к моменту, описываемому Риммой Николаевной, прошло двадцать лет, устройство для захода и выхода пассажиров могли видоизменить. А может, лесенка у автобуса, который запомнился маленькой девочке, просто оторвалась.
Но вернемся к тетрадке.
«Мы, ребятишки, спрашивали друг у друга: ты ездил на автобусе? Похвастаться почти никто не мог: родители деньги на баловство выделяли редко. Да и ехать нам, детям, было некуда: вся наша жизнь ограничивалась школой и домом. И рынок — около нынешнего почтамта. Все рядом. Захочешь поехать, да некуда!
Взрослые — другое дело. Наш сосед работал на обозостроительном заводе (фантастически звучит!) на улице Луначарского и был очень рад автобусу: его путь сильно сокращался по сравнению с тем, как если бы он шел пешком… «
На автобусе-грузовике Римма проехала всего лишь один раз, вместе с мамой. Это вообще была ее первая поездка на автомобиле. В Тюмени их было раз-два и обчелся, в основном транспорт использовался для хозяйственных нужд.
От цепкого взгляда ребенка не ускользнуло, что плата за проезд в автобусе составляла пять копеек за одну остановку. Пассажир сообщал кондуктору, сколько остановок он намерен проехать, и в соответствии с этим платил. По ее словам, этот принцип оплаты продолжался несколько лет.
Моя собеседница задумчиво улыбается:
— Вот таким был мой первый автобус… Знаю, что в Тюмени был еще один автобусный маршрут: вокзал — пристань. Он особенно был важен для пассажиров, отправлявшихся речным транспортом на Север.
Мы тепло прощаемся с Риммой Николаевной, благодарим друг друга, и у меня появляется ощущение, что мы обе стали чуть богаче. Может быть, это не только из-за обретенного кусочка «роскоши человеческого общения». Может быть, это любовь к милому городу заиграла новыми красками.
Уже работая дома на компьютере, я открыла сайт gorod-t.info, цитаты с которого привожу здесь. И добавлю еще один интересный факт, о котором писали в газетах того времени и о котором теперь я могу узнать, даже не посещая архивов: «Некоторым тюменцам езда на автобусе пришлась так по вкусу, что, имея «трешку» в кармане, они упорно не слезали с машины, не истратив последнего пятака».
Через недолгое время автобусы-грузовики исчезли. В пятидесятые годы на улицах Тюмени уложили асфальт. Автобусный транспорт стал более удобным: пришли автобусы ЗИЛ-158 — прототипы «ЛиАЗов» (опять же сообщает нам gorod-t. info). И маршрутов стало больше. Стабильность — видимо, понятие субъективное. Все меняется.
ФОТО GOROD-T.INFO
***
фото: Тюмень пятидесятых.