X

  • 13 Сентябрь
  • 2024 года
  • № 99
  • 5598

Пятнадцать человек на сундук мертвеца

Посмотреть на мир глазами специалиста всегда интересно. Особенно если этот специалист — архитектор. Главный архитектор ООО «Гармония+», доцент кафедры архитектуры и градостроительства института архитектуры и дизайна Тюменского индустриального университета Нурлан Сатаров согласился быть моим путеводителем.

Мы отправились в путь с улицы Сакко, где располагаются офис ООО «Гармония+» и проектная мастерская Нурлана Сеилгумаровича, и рассуждаем о том, как случилось, что город остался без главного архитектора.

— Последним главным архитектором Тюмени был Олег Ковтун, приехавший к нам из Москвы, -вспоминает Сапаров. — Формально сейчас функции главного архитектора выполняет Дмитрий Иванов, директор городского департамента земельных отношений и градостроительства. В департаменте есть сотрудники-архитекторы, консультирующие его. Именно так отвечают сообществу архитекторов ТО САР (Тюменского отделения Союза архитекторов России) городские власти, когда мы демонстрируем обеспокоенность отсутствием этой важной должности в городе.

Местной власти очень удобно без главного архитектора — человека, не просто имеющего право голоса, но требующего исполнения законодательных норм в области градостроительства, и при этом понимающего все последствия неправильных, неграмотных и сиюминутных решений.

После Олега Ковтуна в Тюмени произошла реструктуризация строительного бизнеса: десятки и сотни мелких строительных организаций были пущены под нож, оставили лишь самые крупные, которые можно перечесть по пальцам рук, и только те, кто так или иначе аффилирован к власти. Вся городская территория разделена между ними на зоны. Ими очень легко управлять. И главный архитектор стал бы камнем преткновения во многих вопросах. Например, вот в этом!

Мы проезжаем перекресток улиц Профсоюзной и 50 лет Октября, где красуется высотка жилого дома Fifty Fifty.

— Главный архитектор не разрешил бы построить этот дом так близко к дороге. Посмотрите: ему нечем дышать самому, и при этом он уничтожил всю прилегающую к дороге территорию. Расстояние от края проезжей части дороги что по 50 лет Октября, что по Профсоюзной должно быть не менее 25 метров при условии соответствующей шумозащиты, а то и 50 метров. Но кроме архитекторов это никого не волнует, а кроме главного архитектора города никто не в состоянии повлиять на решения администрации и застройщика.

Но это очевидные вещи. А есть и неочевидные: например, что такое большой дом со множеством функций на первых двух этажах (кафе, офисы)? Это всегда требует активной общественной жизни — подъехать, отъехать, загрузить, разгрузить и т. д. А места у этого большого дома нет: остались узенькие недотротуары, машинами забиты все прилегающие недопарковки.

Заезжаем на улицу Тимофея Кармацкого. С двух сторон возводят жилые комплексы «Добро», «Ария», «Этика» и другие.

— Этот район всегда был очень перспективным: еще в восьмидесятые эту территорию целенаправленно отсыпали песком. Теперь землю распродали и началось строительство жилых комплексов. Но обратите внимание: на весь этот жилой массив, парковую зону, бизнес-центр Газпрома — всего одна улица Кармацкого, которая с одной стороны выходит на улицу Мельникайте, с другой стороны — на Профсоюзную. Задача застройщиков понятна: максимально укрупнить территорию застройки, чтобы меньше дорог строить, это очень дорого, невыгодно. Максимум, что готовы делать застройщики, — проложить внутренние проезды и подъезды к своим домам. Но это совсем другие дорожные одежды, их долговечность невысока. Выехать с этой территории в город уже сейчас проблема. И по утрам и вечерам здесь уже возникают пробки. Почему никто не обратил на это внимание еще на стадии проектирования?

Движемся дальше, а Нурлан Сеилгумарович говорит о том, что конкуренция заставляет современных застройщиков больше обращать внимание на архитектурные решения. Я показываю на ЖК «Правобережный». По-моему, эти симпатичные пестренькие дома -как раз хороший пример.

— Образец того, как не надо строить, — возражает Сапаров. — Посмотрите: весь комплекс из однотипных жилых домов. Я разрабатывал проект этого дома еще в 2007 году. Да, он экономически очень выгодный: удачное соотношение общей площади дома к продаваемой, расход строительных материалов на один квадратный метр минимальный. Но 16 одинаковых домов на набережной?

— По цвету, мне кажется, они симпатичные.

— Вот в этом и разница между обывателем и архитектором. Для обывателя после хрущевки это просто песня. Вроде бы красиво. Но для меня это убогая архитектура.

Прошу доказать убогость.

— Eсть такое выражение: дьявол кроется в деталях. Посмотрите на качество выполнения отделки, узлов и элементов. Кривые козырьки, линии стыков разных материалов, неровность штукатурки. Качество из рук вон! Штукатурка — кривая и ущербная, я это вижу даже на уровне пешехода. Очень много именно этих мелочей, из которых складывается общее впечатление. Я бывал во многих городах и странах, вижу, насколько тщательно там обращаются с деталями, особенно за границей — Германия, Англия, Финляндия, Норвегия. И думаю, наши застройщики сами прекрасно видят эту разницу. Но именно в Тюмени вот эта требовательность к себе отсутствует.

— А как вам этот район с точки зрения автомобилиста?

— Давайте посмотрим. Как мне говорят, здесь есть подземный паркинг, и людям вроде бы удобно. Это спальный микрорайон: есть детские площадки, зелень подрастает… В каждом из 12 домов 16 этажей, примерно 200 этажей — умножаем на 10, получаем 2000 квартир -примерно 6 тысяч человек. И это примерно полторы тысячи машин. Плюс еще крупные магазины разместились прямо внутри микрорайона. Хотя сегодня это для Тюмени уже стало нормой. Нормой извращения.

Но въезд в этот район — один, с улицы Дамбовской! И я думаю, это проблема не только Правобережного района. Это общая проблема всех тюменских новостроек. Вот мы с вами пытаемся выехать, наматываем круги в поисках выезда. Представляете, что здесь происходит с 8 до 9 утра?

Правобережный район — это начало застройки территории судостроительного завода, который обанкротился и перешел в частные руки. Землю перевели из производственного назначения в жилое. У застройщика свои интересы — получить максимальное количество квадратных метров. Поэтому все 60 гектаров до моста на Профсоюзной — одна территория. Сегодня, насколько мне известно, нет представления, как будет в итоге она застроена. Главный архитектор города потребовал бы выполнения проекта планировки и застройки территории с разбивкой на микрорайоны и кварталы, выделением мест для школ, детских садов, дорог, набережной. Ведь здесь через лет десять будет жить больше 20 тысяч человек. А это 3600 мест в школах, 1200 мест в детских садах, не говоря о поликлиниках, озеленении и прочем.

Конечно, здесь должна быть большая улица, выходящая на мост на улице Профсоюзной. Улица Харьковская тоже должна была выходить на мост. В 2023 году проект развязки улиц Харьковской и Профсоюзной прошел экспертизу. И пока принималось решение о строительстве развязки, прямо внутри нее компания «Брусника» построила дома.

Немым укором, напоминанием о планируемой когда-то развязке на Харьковской стоят два дома, торцы которых повернуты на другую улицу.

— Вон, видите, дом N 27 на Харьковской повернут: когда я был архитектором Центрального района, специально заставили застройщика «сломать» дом, повернуть его по оси будущей улицы, потому что улицу Харьковскую планировали пробить до улицы Профсоюзной. Вот еще один дом с поворотом — улица Котельщиков, 2. Дома поворачивали по «красным линиям», имея в виду, что улицу будут пробивать.

Вот стоят частные дома: их тоже планировали сносить под развязку. Теперь что мы видим: улица Харьковская идет прямо, а дома повернуты — никто не знает, для чего! Главный архитектор бы знал, для чего это делается.

Самое печальное, что людям, которые будут заселять этот район, долгое время придется жить в условиях большой стройки: улицы и дороги, скорее всего, будут открываться много позже.

Пастбище для автомобилей

Eдем на улицу Беляева, к «Сити Моллу». Проезжаем трехъярусную развязку улиц Мельникайте/Дружбы.

— Эта развязка — один из редчайших примеров в Тюмени, когда при строительстве думали стратегически. В полную силу развязка будет эксплуатироваться лет через десять. Обычно у нас постфактум: сначала все застроим жильем. И когда уже невмоготу, когда люди жалуются, на митинги выходят, мы начинаем думать, как обеспечить въезд-выезд, чтобы не было пробок. Правобережный, Комарово-2, Преображенский. В свое время такие же трудности были, когда с третьего и четвертого микрорайонов надо было выезжать на улицу Пермякова. Это проблема локального проектирования, когда не продумывается количество связей с главными магистралями. Основная задача главного архитектора -видеть стратегию развития города, чего как раз сегодня и нет, на мой взгляд.

Останавливаемся на повороте к «Сити Моллу».

— Мы уже смирились с этими левыми и правыми поворотами. Улица Дружбы — не городская улица, а магистраль общегородского значения. Она должна иметь максимально непрерывное движение. Я когда-то пересекал Стамбул на машине: там через весь город идет автострада, без светофоров, без остановок. Она снабжена развязками, съездами, светофоры и повороты — только на улицах-дублерах. А на главной обеспечена максимальная пропускная способность.

К «Сити Моллу» мы едем, чтобы обсудить парковки.

Сегодня в Тюмени невыгодно строить подземные и многоэтажные парковки, потому что они требуют больших капиталовложений, а покупательская способность достаточно низкая. Жители не хотят покупать места на парковке или брать их в аренду, им проще оставить машину на тротуаре или во дворе. Но тюменские застройщики находят выходы из ситуации. Один из них — плоскостные автостоянки. Первая такая большая автостоянка появилась на улице Беляева -ее построили за домами жилого комплекса «Звездный городок».

Посмотрите: закрытый двор, машины во двор не проедут, детские площадки, тротуары, переходы, освещение, озеленение… Плохо, что со двора заехали магазины, студии красоты и т. д., они должны быть с другой стороны дома. Там же, где автостоянка — пастбище для автомобилей. Подъезды при этом сквозные, очень удобно для жильцов. По тем временам это решение казалось просто революционным, европейского уровня.

Оранжевые полосы

Eще одну революцию совершил СЗ «Страна Девелопмент»: они умудрились протащить строительство многоэтажных парковок рядом с жилым домом. Лет 15-20 назад такое было запрещено законодательством. А сейчас технические регламенты допускают строительство закрытых парковок емкостью до 500 машиномест рядом с жильем — при определенных условиях, конечно.

Оранжевые полосы на фасаде -это и есть парковка на 500 машин, рядом — еще одна. И что важно: из паркинга идет переход прямо в жилые дома на уровне третьего этажа. Очень удобно. Застройщик не побоялся пожертвовать некоторым количеством квартир ради того.

Более того, «Страна Девелопмент» сделала еще один шаг вперед, и это тоже первый опыт в Тюмени. При строительстве тридцатиэтажных домов по улице Чаркова первые три надземных этажа выполнены в виде стилобата и отданы под парковку закрытого типа (во всяком случае, в проекте). И над ними уже идут жилые этажи. «Во всяком случае, когда я приводил сюда на экскурсию студентов-архитекторов, инженер так представил проект, — говорит Сапаров. — Останется ли паркинг там навсегда, или это решение «для галочки», чтобы закрыть вопрос с обеспеченностью машиноместами — покажет жизнь».

От одного из паркингов есть переход в торговый центр «Сити Молл», прямо над проезжей частью. Это решение еще несколько лет назад тоже было невозможным, считает архитектор.

Сегодня вот такие решения по строительству и использованию паркингов — конкурентное преимущество. И один из способов продавать парковочные места. Сегодня с помощью техрегламентов много что разрешается: появились новые строительные материалы и технологии, строительная химия сейчас находится на высоте. И это позволяет решить многие проблемы.

Возвращаемся в центр города. Улица Республики на отрезке от улицы Первомайской к строительному институту — любимый уголок Сапарова.

— Здесь, с улицы Орджоникидзе, начинается история, — говорит Нурлан Сеилгумарович. — Памятники архитектуры, и многие из них отреставрированы по моим проектам. Это исторический центр нашего города, кусочек старой Тюмени, который удалось сохранить. И эту атмосферу очень сильно испортило новое здание Тюменского государственного университета. Честно говоря, я не верю в то, что была острая необходимость сносить старое здание. Все-таки причины нового строительства другие. Теперь перед главным корпусом вуза нет площади, его архитектура нещадно раскритикована архитекторами Тюмени. Но раз нет главного архитектора, здание появилось.

На этом отрезке Республики возникает ощущение, что ты попал в прошлое, продолжает Сапаров: «Я здесь всегда еду медленно, не торопясь, чтобы окунуться в атмосферу. Это живописная и уютная Тюмень. Здесь можно почувствовать городскую среду, дома стоят плотно друг к другу, нет какофонии. Посмотрите, как красивы спуск и Никольский взвоз, подъем к строительному институту. Жаль, до сих пор не могут найти способ зайти в архитектурный институт через главный вход!

…Историческая часть Тюмени сомасштабна человеку. Я считаю, что дома выше пяти этажей — это уже много, выше 12 — давление над личностью.

.Люблю уголок у церкви Петра и Павла — здесь гармонично, камерно. Очень люблю проезжать по Коммунистической. Дальше -Ямская слобода, здесь пока сохраняется шарм одноэтажной Тюмени, но скоро это закончится».

— Насколько возможно в большом городе сохранять низкую этажность?

— Это зависит от управленческих решений. Eсть примеры городов, где есть жилые районы города с уютными одно- и двухэтажными домами и административные центры в 50 этажей. В Тюмени этот баланс уже нарушен. Смотрите, как много случаев, когда рядом с частными домами вырастают высотки. Мне рассказывали про тюменца, который три раза строил свой дом и попадал в окружение многоэтажек. Три раза! Как проклятие тащит за собой многоэтажки.

Фото Виктории Ющенко и Юлии Кононовой

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта