Сказка не так проста, как кажется
20 сентября в коворкинге ТюмГУ прошла встреча литературного клуба «Фан-клуб Дарьи Донцовой». Участники читали и обсуждали сказки.
— Мы вдохновились журналом «Абулия». Скоро выходит очередной выпуск, посвященный народным сказкам и вообще тому, как они работают, — говорит руководитель клуба Валерия Тецкая.
Клуб существует с 2022 года. На первую встречу пришел один человек, за два года участников стало 550. В клубе не только обсуждают книги, но и устраивают литературные квизы, поэтические вечера, «вечера сомнительных презентаций» на литературную тематику, смотрят фильмы и участвуют в фестивалях. Выбирают книгу с помощью опроса — или участники сами предлагают книжку на обсуждение. Более того, в группу можно отправить свое творчество — стихи, прозу, фанфики, комиксы, отзывы на прочитанное.
Сейчас ищут фотографов, авторов для паблика и организаторов мероприятий.
Сначала Виктория Бучак рассказала о работах ученого-фольклориста Владимира Проппа. По его классификации есть три вида сказок — волшебные, бытовые и о животных.
— На первом курсе у нас был предмет, посвященный фольклору, и на нем мы изучали сказки, — говорит Виктория. — Сегодня мы остановимся на волшебной сказке, именно о них писал Пропп. На первом курсе мне было удивительно узнать, что сказки не такие, какими я их считала всю жизнь — в школе их преподносят как детскую литературу, из-за чего к ним относятся легко.
Она отметила, что во всем мире сказки практически одинаковы. Почему так получилось? Пропп утверждает, что все дело в функциях — это поступки действующего лица, определенные с точки зрения значимости для действия. Например, в сказке «Гуси-лебеди» девочка нарушает запрет, из-за чего ее брата уносят гуси-лебеди, и начинается история. Устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц — независимо от того, кем и как они выполняются. Примеры функции — отлучка, запрет, нарушение запрета. Число функций ограничено, последовательность их всегда одинакова, поэтому сказки однотипны. Вдобавок в сказках много исторических корней. Например, почему принцесса всегда ждет в башне? Участники предположили, что она дама в беде, родители суровые или это этап взросления. Этому элементу есть несколько интерпретаций. Первая связана с царской или королевской семьей — если вернемся в давние времена, то по определенным верованиям детей, у которых семья имела власть, очень оберегали. Их нужно было заточить в доме, им нельзя было выходить на улицу. Считалось, что если они выйдут на солнце, то будут несчастья, неурожай и так далее.
После участники вместе прочитали сказки. Первой стала «Марья Моревна». В ней много повторений, но в то же время есть неожиданные повороты и красочные описания, отметили участники клуба. Также они заметили, что Иван-царевич часто садится и плачет -и только после этого что-то делает. Дальше читали русскую народную сказку «Медведь на липовой ноге». В ней бабка совершает грех — ест мясо священного животного, медведя. Также у нее есть два финала — в первой медведя закалывают вилами крестьяне, а во второй медведь съедает и деда, и бабку. Следующей стала ненецкая сказка, где женщина обернулась кукушкой, потому что дети не заботились о ней. Эта сказка необычна тем, что объясняет природные явления. После прочитали селькупскую сказку «Хозяйка огня». У нее драматичный конец, что напоминает нам о том, что сказки были созданы в назидание людям. Также обсудили образ огня, который перекликается у многих народов мира. Завершили вечер чтением удмуртской сказки о сотворении человека.
В планах клуба сделать коллаборацию с театральным объединением.
— Мы хотим сделать постановку, — говорит Валерия. — Сценарий будут писать ребята из литературного клуба, а поставит его объединение Choice club. Будет детективная история, нам интересно попробовать себя на театральном поприще. Мы хотели читки пьес устраивать, но тут нам предложили коллаборацию, и мы сразу согласились. Eще мы хотим обсуждать научную литературу, а еще -провести встречу по манге.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Чтения сказки «Марья Моревна».