Образование на пороге перемен
В системе высшего образования со следующего года не будет бакалавриата, только высшее и специализированное высшее образование, сообщил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков.
О том, что изменится для студентов и абитуриентов, мы поговорили с директором областного департамента образования и науки Алексеем Райдером.
— Российское образование уходит от Болонской системы. Что мы приобрели, пока она работала, и как будут продолжать обучение те, кто уже сейчас учится в магистратуре?
— К каждому этапу развития следует относиться разумно, извлекая уроки прошлого для формулирования перспектив развития. Нельзя просто взять и перечеркнуть накопленный опыт. Это касается и системы образования.
Стало очевидным, что на первый план выступают задачи сохранения собственной российской идентичности, в том числе и в такой важной и серьезной теме, как высшее образование. Как отметил министр науки и высшего образования Валерий Фальков, «будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента». Добавлю от себя — в первую очередь внутри страны.
Важно, чтобы образование максимально отвечало потребностям текущего и перспективного социально-экономического развития нашей страны, нашего региона. Сегодня для работодателя важен определенный тип выпускника. Это человек, обладающий набором профессиональных компетенций, способный к обучению и переобучению, умеющий работать в коллективе и выполнять поставленные задачи. Именно на этом стоит сконцентрироваться вузам.
К тому же изначально вхождение России в Болонский процесс подразумевало, как и в остальных странах, подписавших Болон-ское соглашение, увеличение мобильности через стандартизацию основных вузовских процедур. А значит — признание дипломов вузов России за рубежом. Полноценной интеграции так и не произошло.
Мы знаем, что часть наших российских университетов так и не была признана за рубежом. Результаты обучения не признавались. Большая часть наших вузов работала и работает по двусторонним соглашениям — речь о двойных дипломах.
Исключение бакалавриата и магистратуры в новой системе высшего образования, которая, как заявляется, будет внедрена с 2025 года, думаю, не создаст проблем ни для уже получивших дипломы этой степени, ни для тех, кто учится по этим программам сейчас. Дипломы бакалавриата и магистратуры сохранят свое значение, ведь знания никуда не делись — это прекрасно понимают все.
— Что нам даст возвращение на специалитет?
— В некоторых регионах уже реализуется пилотный проект, направленный на изменение уровней профессионального образования.
Новая модель не предусматривает деления на бакалавриат и магистратуру в их нынешнем понимании. Пилотный проект предполагает подготовку высшего образования со сроком обучения от четырех до шести лет, специализированного высшего образования (магистратура, ординатура, ассистентура-стажировка), право на получение которого будет предоставлено лицам, имеющим диплом бакалавра или диплом специалиста, аспирантуры — отдельно выделенного уровня профессионального образования, направленного на подготовку научных и научно-педагогических кадров.
Срок обучения будет различаться. Это зависит от характера будущей профессиональной деятельности и будет устанавливаться совместно с университетами, работодателями и федеральными органами исполнительной власти по соответствующим отраслям экономики.
Например, для подготовки специалистов индустрии гостеприимства, сервиса и туризма или педагогов дошкольного образования достаточно четырехлетних программ. А в инженерно-технической и педагогической областях основными будут программы длительностью не менее пяти лет.
При этом магистратура рассматривается как программа углубления и специализации на основе полученного практического опыта.
Аспирантура сосредоточится на подготовке исследователей и преподавателей. Eе задача — защита диссертации на соискание ученой степени.
Важный момент — обеспечение подготовки специалиста за один такт, без необходимости «доучивания» в магистратуре.
Также глава Минобрнауки России неоднократно отмечал, что после завершения обучения выпускник получит диплом, где будет содержаться не обобщенная и часто непонятная работодателю степень бакалавра, а конкретная квалификация — «горный инженер», «учитель математики», «молекулярный биолог», «инженер управления качеством».
— Новая система даст возможность гражданам дважды на бесплатной основе отучиться в вузе, заявил министр образования. Что это значит?
— Сейчас есть определенные ограничения для поступления в магистратуру на конкурсной основе: выпускники бакалавриата могут поступать бесплатно в магистратуру, а выпускники специалитета — нет.
В новой системе все, кто получил высшее образование (независимо от его продолжительности), смогут поступать в магистратуру, ординатуру бесплатно на конкурсных началах.
Eсли поступать в магистратуру после бакалавриата, то это не второе высшее образование, а просто следующая, более высокая ступень высшего образования. Поэтому у выпускников со степенью бакалавра есть возможность бесплатно продолжить обучение.
А вот если поступать в магистратуру после специалитета, то это считается вторым высшим образованием, так как в законе «Об образовании в Российской Федерации» магистратуру юридически отнесли к тому же уровню высшего образования, что и специалитет (то есть к более высокому, чем бакалавриат).
Из-за этого приравнивания получается, что для тех, у кого диплом специалиста, магистратура -это второе высшее образование, а значит, получить его бесплатно нельзя.
— Какие другие изменения ждут нашу систему образования?
— С 1 сентября в учебный план школ введены два новых предмета: «основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) и «труд» (технология).
Ключевое отличие нового предмета ОБЗР от прежнего ОБЖ -это введение модуля основ военной подготовки, посвященного освоению тактической, строевой, огневой, инженерной, военно-медицинской и технической подготовки.
На уроках будут изучать правила оказания первой помощи в условиях боевых действий, требования безопасности при обращении со стрелковым оружием, в том числе боевых свойств и способов защиты от оружия массового поражения.
Преимущество нового предмета -большое количество практических занятий, на которых как мальчики, так и девочки смогут научиться основам самообороны и оказания первой помощи в экстремальных ситуациях, а также выявлять дезинформацию и фейки.
Изменения в учебном предмете «труд» (технология) касаются не только его названия, но и статуса, структуры и содержания. Основной целью становится формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления. Программа построена по модульному принципу и состоит из логически завершенных блоков (модулей).
Сто процентов педагогов ОБЖ прошли обучение и повысили свою квалификацию, чтобы преподавать новый предмет. Очный модуль состоится в центре «Аванпост» и центре «Воин» до конца этого года. К преподаванию ОБЗР запланировано привлечь участников СВО, их направят на переподготовку на базе центра военно-патриотического образования «Вершина».
В программу предмета «труд» для учеников 1-4 классов включены модули «конструирование и моделирование», «информационно-коммуникативные технологии». Для учащихся 5-9 классов — «компьютерная графика. черчение», «30-моделирование, прототипирование, макетирование», а модуль «робототехника» дополнен разделами о беспилотных летательных аппаратах.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
— EГЭ останется?
— Формулированием единой федеральной политики проведения государственной итоговой аттестации занимается Рособрнадзор. Нововведений относительно порядка, процедуры и формата проведения EГЭ до регионов доведено не было. Соответственно, говорить об этом преждевременно.
Дополнительные президентские дни пересдачи предметов сохранятся, эта мера направлена на создание более благоприятных условий проведения ГИА и улучшение качества образовательных результатов.
— Как вы относитесь к семье-ведению?
— Актуальность этого внеурочного курса не вызывает сомнений. Семья — основа любого государства, общества. Вопросы формирования нравственности никогда не утратят актуальности.
Именно на знакомство подростков с социальным институтом семьи и нацелена программа курса. На самом деле этот курс, посвященный семье и традиционным ценностям, в российских школах не новый. Занятия организованы по единой тематике с учетом возрастных особенностей и в соответствии с федеральными методическими рекомендациями.
Программа разработана как для младших, так и для старших школьников, состоит из пяти разделов и рассчитана на 34 учебных часа. Отличительная черта курса — выделение определенной проблемы, которая может стать как предметом дискуссии, так и основой для разработки обучающимися индивидуальных проектов. Ребята научатся лучше понимать и принимать себя, а также выстраивать взаимоотношения с противоположным полом.
Школьники узнают, как и для чего создается семья, чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками, что мы называем своим домом, как создать благоприятную семейную атмосферу, какие права и обязанности существуют у родителей и детей.
***
фото: