X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Это правда или это нелепо?

Лев Толстой. Крейцерова соната // О любви. АСТ, 2011.

Когда-то моей старшей сестре подарили на день рождения сборник рассказов о любви — «Алые паруса» Грина, Бунин, Чехов… все как полагается. И Толстой с его «Крейцеровой сонатой» — до прочтения еще не выбивающейся из общего списка, но после уже вызывающей вопрос в подростковом сознании — почему это о любви?

Кто-то называет это одним из сильнейших и реалистичных произведений Льва Николаевича, кто-то, наоборот, продирается сквозь него с трудом.

Так было и со мной. Я не понимала и половины того, что до нас пытается донести автор в словах главного героя — помещика Позднышева, который нашел в нас заинтересованного собеседника и, слишком долго томимый своим «грехом», решил, что пришло время исповедаться и рассказать об эпизоде своей несчастной любви. Или нелюбви — в данном случае я бы хотела приравнять эти понятия, но не настаиваю.

Позднышев не верил в любовь, для него было существенно только влечение к человеку — это замысел природы, так жили и будут жить все молодые люди, исключений нет. Вести развратную жизнь и не скрывать это за иллюзией об «единстве ценностей и духовном сродстве» — справедливо по отношению к себе и миру.

Но время идет, и за холодным расчетом приходит влюбленность, но не в человека, как утверждает Позднышев, а в красиво украшенный сосуд, который тоже осознает, как нужно вести себя с противоположным полом в угоду своим корыстным желаниям. Казалось бы — никакой любви, все карты открыты. Но молодые люди играют свадьбу, становятся мужем и женой, даже детей заводят — и не одного, но друг друга ненавидят. Тогда откуда ревность у главного героя, которая станет началом конца, если он не видит в жене человека, а она смотрит на него с презрением?

Отрицание чувственного и ценностного еще приведет их к трагедии, но об этом вы прочтете сами. А у меня понимания с годами больше не становится. Позд-нышев и его супруга Лиза не любили или любили только себя? Или влюбленность прошла, и сосуществование в одном пространстве неподходящих друг другу людей стало только обострять все самое эгоистичное в них и отравлять окружающих?

А есть ли эта СЧАСТЛИВАЯ любовь, основанная на духовном сродстве, о которой упомянули попутчики Позднышева? Или это обман, и семьи сохраняются, только если супруги не раздувают собственный эгоизм до вселенских масштабов? Мы ведь все немного Позднышевы и немного Лизы? А может, у вас не будет вопросов, и я зря поддалась отравляющему тексту Толстого, за что его и готовы были запрещать. Он сеет во мне сомнения.

И этот текст можно перечитывать из года в год. Он не будет меняться, но будет меняться наше отношение к нему. Ведь как главный герой судит людей по себе, так и мы судим его поступки по нам с вами.

Но вот что интересно — поразивший в свое время текст имел статус произведения скандального и запрещенного, а как же сейчас? Это тяжело читать, потому что зачастую нас злят герои, но ведь скандального в этом ничего нет — даже своего рода обыденность.

Мы каждый день слышим о куда большем разврате из социальных сетей и уже не удивляемся. Это значит, что мы разучились любить или не любили изначально, а просто слушали наши инстинкты и смотрели на то, как люди жили до нас? И чем больше разврата в жизни, тем меньше предрассудков о чувственном?

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта