Женское коварство и мужская гордость
Дина Рубина. Двойная фамилия. Эксмо, 2009.
«Ты уже взрослый парень, мужик, сказал бы я ему, бойся внезапной женской нежности. Это нежность подползающего удава, заранее жалеющего свою жертву».
«…Мама? Ну, ты же знаешь -мама всегда больна, поэтому проживет дольше всех нас».
Супруги Воздвиженские восемь лет пытались завести ребенка, но все безрезультатно. И вот, когда судьба подарила им долгожданного младенца Филиппа, глава семьи узнал, что малыш не от него, а от случайной связи с общим знакомым Виктором.
Собрал чемодан, только вот жену увезли в больницу, а ему предстояло остаться с недельным комочком на долгие полтора месяца. Плач, недостаток молока, мокрые пеленки, опасный стафилококк. Законный муж, но не отец привязывался все больше и больше к крохе, забывая о том, что в нем текла чужая кровь. Только вот жену простить так и не смог.
Спустя пять лет семейная лодка дала капитальную трещину. В окне в буквальном смысле замаячил Виктор. Женщина ушла к настоящему отцу ребенка, пообещав бывшему мужу, что сын будет носить его фамилию и отчество и никогда не узнает о своем истинном происхождении.
Повествование выстроено в форме диалога, речь сына и мысленные монологи отца, ответы на пока еще не поставленные вопросы. Это держит интригу, объяснение которой в середине, а концовка -как начало новой трагедии, новых мучений, открытия новой тяжелой правды, теперь уже не для отца, а для сына.
«По-моему, все женщины, даже самые умные, ужасные дуры, ты не находишь? Почему негативизм? Просто я наблюдательный. Нет, они ничего не сделали мне плохого, но, думаю, все еще впереди. Ты встречал хоть раз мужика, сказал я ему, которому женщины не сделали бы в жизни ничего плохого?»
«Я засмеялся, мужик, я зло рассмеялся, потому что залюбовался этим чисто женским завитком: убивая человека, она боялась его ранить».
Житейская история о любовном треугольнике рассказана очень выразительным языком, без назидания и моральных оценок, с открытым финалом. В этой грустной истории нет победителей, все вершины этого треугольника несчастны, нет ни абсолютно правых, ни абсолютно виноватых. Повесть заставляет задуматься: а вот как повернулся бы сюжет, поступи она так-то. а он вот так. Трудно поверить, что такой вот рассказ могла написать молоденькая девчонка, какой тогда была Дина Рубина.
***
фото: