Бабушка Калисия спасла внука от смерти
В 17 лет так жить хотелось!
Внезапно грянула война,
Был белорусский фронт,
За смелость
Тебе вручили ордена!
Ты добровольцем шел на битву
И помнил бабушки молитву;
Иконка, что она дала,
Тебя однажды сберегла.
Эти строки в честь юбилея Александра Жемчугова написала подруга семьи Людмила Черноморец. 20 августа Александру Степановичу исполнилось сто лет.
Он родился в деревне Ворониной Свердловской области. Мать умерла, когда Александру было пять лет, а мачеха не проявляла ни заботы, ни внимания к нему и его братьям, Сергею и Николаю. «Братья жили дружно, не ссорились, друг дружку не укоряли», -вспоминает Александр Степанович. Калисия Михеевна, родная бабушка, взяла их на воспитание.
— Хорошая бабка была, такой сейчас не найдешь. С головы до ног одела. Сапожником работала, обувь чинила. Я помогал ей.
В 1942 году Александра призвали в армию, после месячного обучения в Ирбите присвоили звание младшего лейтенанта — и отправили на фронт в Белоруссию. О войне ветеран рассказывает отрывочно, словно картинки тех времен всплывают у него перед глазами. «Много там было наших убитых солдат. Я говорю: давайте, ребята, поможем похоронить их. Похоронили и пошли дальше». «На Западной Двине две тысячи немцев взяли в плен. У них мотоциклы, машины. А мы же все пешком. До самого Берлина все пешком».
— У отца три ранения было, — говорит дочь Наталья Александровна, — одно легкое, два тяжелых.
— Вышел из траншеи, и пуля попала аккурат туда, где сердце. Бабушкина иконка спасла. Она вшила иконку в рубашку. И я носил ее четыре года. Ушко иконы только оборвало. Не ушко бы, мне в сердце бы попала пуля, — рассказывает Александр Степанович. После ранений два месяца лечился в госпитале в Ижевске. Икона любимой бабушки до сих пор оберегает его.
Он сберег еще и красноармейский календарь за 1944 год. На каждой странице исторические заметки: в марте 1944-го — о войне, в апреле — об Александре Невском, в мае — о Суворове. Вот мартовская заметка:
«Мы ведем войну отечественную, справедливую. Наша цель ясна и благородна. Мы хотим освободить нашу советскую землю от немецко-фашистских мерзавцев. Мы хотим освободить наших братьев — украинцев, молдаван, белорусов, литовцев, латышей, эстонцев, карелов -от того позора и унижения, которым подвергают их фашисты. Мы должны разбить немецко-фашистскую армию и истребить немецких оккупантов. Других путей нет. Мы это должны сделать во что бы то ни стало».
После войны Жемчугов снова работал: изготавливал рамы для печей, а позже был машинистом на промышленном предприятии в Лысьве. Там и познакомился с Лилией Максимовной, своей будущей женой.
— Понравились друг другу. Начали писать письма. Потом построили дом. Очень добрая была, уважительная, — с теплотой вспоминает свою жену Александр.
Родились дочки, Наталья и Нина. После переезда в Тюмень Александр Степанович трудился на аккумуляторном заводе. Внуки Eлена и Андрей, правнуки Сергей и Никита гордятся дедом. «Нужно любить Родину и уважать друг друга!» — наставляет их (и всех нас) Александр Степанович.
ФОТО АВТОРА
***
фото: