X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Ну, родители, когда же поедем на дачу?

Дача — детство, тепло, бабушка, огород, теплица с жучками, огурцы-помидоры, ягоды, бочка, баня, шашлык, добро, лето, отдых, солнце, зеленая трава, запах свежести, чай с мелиссой, покосившийся туалет, семейные посиделки на веранде, уют.

Дача — пытка, физический труд, усталость, огород, картошка, бабушка, деревенский туалет-дыра, работа, баня. Как вы думаете, какие ассоциации написали респонденты 17-24 лет, а какие — 25-35 лет? Удивительно, но наиболее приятные воспоминания о даче принадлежат поколению Z! Они заявляют: «Дача — отдых!» Почему? Во-первых, это социокультурные причины: родителям поколения Z нет необходимости работать на даче ради выживания, ведь все продукты можно купить в супермаркете или заказать на дом, следовательно, нет смысла заставлять детей копать картошку. Культура «запасания» продуктов на зиму отходит в прошлое, соответственно, засаживание драгоценных гектаров картошкой не несет практической значимости. Теперь «дача» относится к категории «эстетика ностальгии»: старшие школьники и студенты романтизируют свое времяпрепровождение там и ищут прекрасное в деталях: собирание ягод, посадка цветов, теплота семейных отношений.

Во-вторых, пандемия COVID-19 сыграла немаловажную роль. Те, кому сейчас 18-20, были в то время в восьмом-десятом классе, а это как раз период формирования личности. Он диктовался правилами изоляции, что подсознательно привело к поиску способов гармонизации внутреннего и внешнего «я», а, так как был конец мая-начало лета (разгар дачного сезона), то на практике это переросло в единение с природой. Не было возможности уехать ни на море, ни за границу, поэтому дачный отдых обрел второе дыхание. Лучше там, чем сидеть дома, верно? В период тревожности (а пандемия, как уже было доказано психологами и социологами, выявила либо спровоцировала тревожное расстройство, депрессию и другие ментальные проблемы, долгое время прятавшиеся за «материальной гонкой») природа стала способом релаксации и обретения гармонии. Не скажу, что мы начали жить по философии Льва Николаевича Толстого, который относил природу к главному источнику истины и нравственной чистоты, но благодаря пандемии мы к этому приблизились. Однако пандемия закончилась, соответственно, закончилась и вынужденная изоляция.

На вопрос о будущем дачи пер-во- и второкурсники ответили, что все зависит от способа, каким преподносится дачный труд. Eсли родители манипулируют чувством вины или заставляют трудиться посредством агрессивных ультиматумов, конечно, желания ехать на дачу нет и не будет. Дело даже не в «работе» на даче, а в посыле: должно быть интересно и весело! Извините, но в эпоху бесконечных онлайн-развлечений в реальной жизни без этого никак.

Eсли ваши аргументы терпят фиаско, то обещание заплатить всегда сработает. Ну а что вы хотели от тех, кто воспитан в пропитанном материализмом обществе потребления? Однако 22-23-летние будто настолько срослись с матушкой-природой, что устраивают праздники на все равноденствия, по выходным пекут пироги с сезонными фруктами и трепетно относятся ко всему живому, что нас окружает, а в квартирах их тени, падающие на стены и пол, обрамлены светом ламп, уходящим в теплый желтый.

«В 11 утра солнце уже пристроилось на своем пике, обжигая кожу на моих не прикрытых сарафаном руках. Почти как крапива, только небесная и желтого цвета. Eдинственное спасение — холодный арбуз. От крапивы тоже, потому что сахарная вода переключает внимание от рассыпанного по ногам жжения. Вчера мы весь день закатывали банки с вареньем, а вечером наблюдали закатное небо над лесом. Я люблю коллекционировать наши сибирские закаты. Дача — это бесконечное лето и мир, придуманный мной. Первые числа октября — цветаевский пирог из яблок», — в таких выражениях описывает дачный опыт Аня, одна из опрошенных мной студенток.

Толстой верил, что только через соединение с природой человек может достичь морального и духовного очищения, найти душевный покой, который мы утрачиваем в погоне за ценностями позднего капитализма. Так, может, сегодняшние студенты — завтрашние Китти и Левин*, ведь у них уже сформировано отношение к даче как к месту эскапизма от городской бездуховности и одиночества?

* Китти и Левин — персонажи романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», они выбирают сельскую жизнь как более глубокую, связанную с природой и землей, и это становится способом преодоления внутреннего кризиса и обретения смысла жизни.

ФОТО ЮЛИЯ КОНОНОВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта