Поколение дрон-рейсинга
В детском технопарке «Кванториум» в кабинете N100, который тут называют «сотка», развернулась настоящая летная трасса.
Перед спортсменами стояла задача пролететь через туннель, сделать «мертвую петлю» и отработать крутые виражи на элементе с названием «торнадо». Все это в пределах одного кабинета, который в прошедшую пятницу принимал 12 опытных дрон-рейсеров на областном чемпионате на Кубок губернатора Тюменской области по робототехнике и программированию.
В этом году номинация «пилотирование квадрокоптеров» введена впервые. Но главный судья чемпионата, участник Всероссийской лиги дрон-рейсинга RDR и преподаватель детского технопарка «Кванториум» Александр Милюхин уверен, что это уже большой шаг для развития дрон-рейсинга в области. Сам он начинал с нуля десять лет тому назад, когда квадрокоптеры были в диковинку, и сейчас передает знания ученикам, вместе с ними постигая новые технологии.
Первая попытка участников на время, далее гонка на выбывание, по результатам которой занявшему первое место присудили три балла, второе и третье -два и один. Участником чемпионата можно было стать только при наличии собственного оборудования. А удовольствие не из дешевых — полный набор обойдется минимум в 60-70 тысяч рублей. В комплекте спортсмена — коптер, FPV-очки или шлем, радиопульт и другие съемные детали — например, аккумуляторы. На чемпионате к каждому дрону были одинаковые требования: размер рамы не должен превышать 75 миллиметров и иметь батарейку 1S объемом не более 550 миллиампер-часов.
Все потому, объясняет Александр Вячеславович, что пилотирование в соревновательном плане — это не финишировать первым. Это еще и тактика, с которой прорабатывается заезд. Из-за небольшого объема аккумулятора спортсмен должен рассчитывать мощность на виражах и при выполнении элементов. Eсли дрон заглохнет в полете, то спортсмен выбывает из борьбы. Eсли аппарат вылетит за пределы трассы — тоже. Особенно заряд дорог, когда соревнования проходят в формате гонки. Так было с Савелием Патракеевым, воспитанником «Кванториума». В июле этого года он побывал на всероссийских соревнованиях по пилотированию «Архипелаг 2024» в Южно-Сахалинске, где участвовал в гонке на 50 кругов вместе с лучшими пилотами страны и занял второе место в личном зачете.
— Тяжелая гонка, потому что дается только четыре аккумулятора и одно зарядное устройство на два пилота. Каждый из нас летит по 25 кругов, а уложиться необходимо в 15 минут, — вспоминает Савелий.
Савелию 16 лет, он студент многопрофильного колледжа ТИУ -учится на слесаря контрольно-измерительных приборов. В пилотирование пришел три года назад. Занимается аэрофотосъемкой, время от времени получая заказы на рекламу. А в гонках впервые участвовал только в феврале.
— До гонок я летал фристайл -что-то более плавное и кинематографичное. Бывает, от полетов устаешь и уже не справляешься с управлением, — говорит он.
В руках Савелия чувствуется опыт. На прохождение трех кругов небольшой дистанции всем было дано не более трех минут, две с половиной из которых ему не понадобились.
Победителей номинации назовут 23 октября на открытии цифрового форума «Инфотех-2024», но Савелий уже получил отдельное место в сердцах зрителей чемпионата и своих учителей, которые не стесняются называть его местной легендой.