Зачем ходить по музеям и выставкам?
Семинар «Почему люди все еще ходят в музеи?.. (опыт изучения музейной аудитории)» провела кандидат исторических наук, доцент кафедры ЮНEСКО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Ирина Чувилова на III Тюменском музейном форуме.
Ирина Валентиновна работает в музейной сфере около двадцати лет. Сегодня, признает она, нет сложившегося представления о том, как воздействуют музейные формы на посетителей.
— Мы берем за отправную точку то, что посетитель сегодня — не пассивный созерцатель, — говорит Ирина Валентиновна. — Он активный творец новых смыслов. Важно, как наше музейное высказывание отразится на посетителе. Сегодня речь идет о расширении музейной аудитории. Постоянные посетители музея — люди с невысоким доходом. Существуют разные способы изучения аудитории. И это нужно знать для понимания ее запроса и привлечения новых групп населения в музеи. Здесь важен баланс, чтобы в стремлении угодить одним не потерять других. С потенциальными посетителями тоже надо уметь работать. Общемировая статистика гласит, что люди посещают всего две-три выставки за год, а иногда и меньше. Это 16 процентов населения. Традиционно в музеи ходят школьники и студенты. И здесь надо учитывать, что молодое поколение хочет получать не столько знания, сколько удовольствие. Многие ходят исключительно ради селфи на фоне музейной экспозиции. Так мода стала существенным фактором потребления.
В процессе исследований, которые проводились под руководством Ирины Чувиловой, выявлена группа респондентов, для которых важны яркие музейные впечатления. Среди молодежи много кинестетиков, им важно потрогать и что-то сделать своими руками, поэтому для них важны мастер-классы, сенсорные экспозиции, а вот слушать экскурсовода им скучно. И этот фактор надо учитывать наравне с таким факторами, как гендер, возраст, уровень образования.
Eсть много смыслообразующих вопросов: а какой посетитель идет к нам, кого мы хотим увидеть? Ирина Валентиновна полагает, что в наши дни надо стремиться строить музейную деятельность от посетителя к экспозиции. Она сравнила деятельность некоторых музейщиков с башней из слоновой кости.
Исследования показали, что распространенная антимотивация -это представления о музее как о чем-то скучном. И, к сожалению, они бывают справедливыми.
— Неверное представление о наших посетителях проявляется и в том, что мы иногда завышаем их уровень образования, — продолжает Ирина Валентиновна. — Современную молодежь надо сначала просвещать, им не всегда понятно, о чем идет речь в экспозиции, что значат выставленные предметы. Они же друг с другом не говорят, а переписываются. И это серьезная проблема нашего времени. Они стали меньше читать.
Своим коллегам Ирина Чувилова рекомендует при разработке концепций выставок и экспозиций иметь в виду пожелания молодой аудитории. Так, исследования показали, что, по их мнению, сведений о Великой Отечественной войне достаточно. А вот про жизнь предыдущих поколений — почти нет.
Как положительный пример современной музейной выставки Ирина Валентиновна привела «Сны Сибири». Это иммерсивная выставка, рассказывающая о древнем и средневековом прошлом Сибири и Дальнего Востока. А еще это был первый в России проект, объединивший историю, археологию и передовые экспозиционные технологии, чтобы создать яркий рассказ о культуре Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Впервые выставка была показана в октябре 2022 года — мае 2023-го в Государственном историческом музее в Москве и вызвала интерес у широкой публики.
Мне довелось побывать на ней в апреле прошлого года. Благодаря современным музейным технологиям удалось совершить путешествие во времени и пространстве, сквозь лес, горы и степи. Под аутентичную музыку открывались образы и сакральные символы народов, проживавших на территории Сибири в разные времена и эпохи.
— Современная экспозиция должна давать возможность видеть, слушать, трогать, вдыхать, воздействуя на несколько органов чувств, — напутствовала коллег музеевед.
ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ
***
фото: