X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Человек, создающий пути

Улица Константина Посьета расположена в районе Ново-Патрушево. Eе длина — 933 метра, от улицы Федюнинского до улицы Павла Шарова, между улицами Монтажников и Александра Митинского.

На свете найдется не так уж много людей, чья биография своей увлекательностью не уступит приключенческому роману. И Константин Николаевич Посьет, в честь которого названа одна из улиц нашего города, — определенно один из них.

Адмирал, дипломат, один из первооткрывателей Новой Земли, «покоритель Кавказа», талантливый военный стратег, человек, успешно переживший страшное цунами и крушение поезда. Тот, благодаря кому Транссибирская магистраль проходит через Урал, а флаг России бело-сине-красный. И, конечно, не будем забывать о главном, Посьет — почетный гражданин Тюмени!

Ирина Ильина, Никон Лейкин, Виктория Ющенко, Андрей Рублев и из открытых источников.

И все эти роли объединяет одно: где бы Посьет ни оказался — везде он прокладывал новый путь. Сам он однажды скажет о себе так: «Я с детства изучал море, изучал, как плавать по нему. Россия с ее разнообразными путями, водными и железнодорожными, представляется беспредельным океаном, и если мне удалось что-нибудь сделать для путей этого океана, то этим я обязан тем началам, которые воспринял воспитанием службою во флоте и которые научился применять везде».

Возможно, поэтому, имея множество наград от бриллиантового перстня с руки русского императора до ордена Восходящего солнца I степени императора японского — до конца жизни Посьет носил лишь один знак — об окончании Морского корпуса.

Я же попытаюсь рассказать не только о тех великих путях, что прошел, проплыл и проехал Посьет, но докопаться до тайны, волнующей меня лично. Как за одну жизнь все успеть?

Книга, покорившая Кавказ

По стопам отца молодой Посьет, родившийся на территории современной Эстонии в 1819 году, поступает в Морской корпус в Санкт-Петербурге. В то время корпус переживает расцвет популярности, в нем одновременно обучаются более 500 кадетов. Выбирают юношей по результатам строгого экзамена. Будущие кадеты в возрасте от 14 до 16 лет должны знать Закон Божий, русский, французский и английский языки, историю, географию, арифметику, иметь базовые познания в алгебре и геометрии. В будущем отбор для привилегированных классов станет немного проще, в 1894 году право поступления предоставлялось исключительно детям офицеров флота и потомственным дворянам. Но Константин Николаевич — а тогда, пожалуй, просто Костя, — поступает на равных с другими. И становится одним из самых старательных кадетов. Позже он поступает в офицерские классы при корпусе и заканчивает их в 1840 году в чине лейтенанта флота.

Вскоре после выпуска Посьет принимает участие в походе фрегата «Аврора» в Англию, где изучает иностранные суда. По заданию Eвфимия Путятина он готовит рапорт «О преобразовании русского артиллерийского учения на кораблях».

Свое учение уже в 1845 году он успешно применяет на корабле «Воля» Балтийского флота, а в 1846 году на Черноморском флоте. Пройдя боевую практику, теории Посьета вырастают в книгу «Артиллерийское учение», одобренную адмиралами Корниловым, Нахимовым и Лазаревым. Уже в 1849 году Посьет выпустит еще одну важную книгу, «Вооружение военных судов», за что получит престижную Демидовскую премию Академии Наук. На тот момент Константину Николаевичу 30 лет. «Методики стрельбы Посьета», описанные в книге, с успехом используются русской артиллерией у берегов Кавказа. Благодаря чему Посьет получает крест «За покорение Кавказа».

Уже этой насыщенной сводки хватило бы на полноценную биографию выдающего деятеля. Но настоящие приключения нашего героя только начинаются. Впереди его ждет первое (но не последнее) кругосветное путешествие.

Из первой главы биографии Посьета выпишу себе и первый ингредиент: не просто найти любимое дело, как советуют современные психологи, но вгрызться в него со всем возможным энтузиазмом и старательностью, изучив кропотливо и досконально.

Ирина Ильина, Никон Лейкин, Виктория Ющенко, Андрей Рублев и из открытых источников.

Ирина Ильина, Никон Лейкин, Виктория Ющенко, Андрей Рублев и из открытых источников.

Сквозь цунами в Японию

Как становится понятно из биографии Константина Николаевича, вице-адмирал Eвфимий Путятин сразу заприметил талантливого морского офицера Посьета. И, вероятно, поэтому сразу включил его в состав путешествия из Кронштадта в Японию на знаменитом фрегате «Паллада».

У миссии были задачи, определяющие будущее страны. Нужно было если не опередить американскую делегацию в установлении связи с японским императором, то суметь завязать официальные отношения между странами на лучших условиях, чем американцы.

Исторически сложилось, что японцы вели переговоры с европейцами на голландском языке. Именно его Посьет выучил за три месяца, а после наработал практику с носителями языка в длительном путешествии. Так он занял место первого переводчика, присутствовал на всех переговорах и составлял текст мирного договора с Японией.

Миссию эту увековечит Иван Гончаров в своих остроумных путевых заметках. В них он награждает Посьета приятными эпитетами — добрый, стремительный, страстный. Но иногда и жалуется на нрав Константина Николаевича. Дело в том, что, если верить Гончарову, Посьет совершенно не умел сидеть на месте. Вот, например, одна сцена. Раннее утро в Англии, путешественники только ночью завершили утомительный путь.

«Пришел Посьет и торопил вставать: «Пора-де ехать».

— Да куда это с этих пор?!

— Визиты делать.

— Какие, кому в Устере визиты делать?

— А к русскому, который здесь живет. Уж мистер Бен завтракает. Вставайте: он поведет нас, — торопил неотвязчивый Посьет. — Потом, — говорил он, — вчера здешний magistrate (судья), которого мы видели в Бенсклюфе (ущелье Бена), просил заехать к нему; потом отправимся на минеральные воды.

— Потом еще куда? — перебил я, — и все это в один день!

Но Посьет уже заказал верховых лошадей и велел заложить наши экипажи…»

Нелюбовь Посьета сидеть на месте сыграет русской команде на руку. У берегов Японии чужаков встретили не слишком радушно. Японцы всячески затягивали переговоры, поэтому «Палладе» осталось либо бесконечно ждать на берегу, либо уйти в дальнейшее путешествие. Именно так впервые будут подробно описаны русскими исследователями берега Кореи, найдены новые воды, позже названные заливом и каналом Посьета. Помимо знакомства с местностью капитан-лейтенант Посьет налаживал отношения с конкурентами. Так, с несколькими офицерами и матросами он высадился у берега деревни Васкамати, где в храме встретились с американским миссионером Беттельгеймом. Обменялись любезностями и подарками.

А в японские воды за время деятельного ожидания вошел новый корабль из Кронштадта, «Диана». Команда приняла решение переселиться с изношенной «Паллады» на него. Впрочем, недолго получится радоваться новому кораблю, совсем скоро затяжные переговоры прервет настоящая катастрофа.

11 декабря 1854 года Япония переживет сильнейшее землетрясение и цунами. Команда «Дианы» столкнется с тем, что Гончаров опишет как «ужасы, почти беспримерные в летописях морских бедствий». Город Симода окажется почти полностью разрушенным, а фрегат «Диана» получит значительные повреждения.

Немного придя в себя, русская команда, в составе которой оказался и Посьет, сразу отправится помогать пострадавшим японцам. Помимо того команде предстоит построить судно, на котором она смогла бы отправиться домой. Говорят, именно с этого строительства начнется история японского флота. Так как японцы, помогая русской команде строить корабль, учились у нее.

Ирина Ильина, Никон Лейкин, Виктория Ющенко, Андрей Рублев и из открытых источников.

Ирина Ильина, Никон Лейкин, Виктория Ющенко, Андрей Рублев и из открытых источников.

Итогом длительного и опасного путешествия стал договор, начинающийся словами: «Отныне да будет постоянный мир и искренняя дружба…». Текст был составлен на русском, японском, китайском и голландском языках. Перевод на русский делал сам Посьет. По этому договору открывались порты Симода, Нагасаки и Хакодате, в которых торговые сделки допускались в ограниченных масштабах. Были установлены регулярные дипломатические отношения.

Вывод номер два: что бы ни случилось, не даем себе засидеться на месте. И встаем пораньше.

Воспитательное

плавание на Новую Землю

Дипломатическая миссия подарила команде настоящую славу и государственные награды. Однако наибольшее доверие император выказал путешественнику Посьету. Он был назначен воспитателем великого князя Алексея Александровича Романова, которому шел восьмой год. В течение последующих пятнадцати лет Посьет старался воспитать из великого князя Алексея грамотного моряка, ведь Александр II желал в нем видеть будущего руководителя русского флота.

И воспитателем Посьет оказался талантливым. Для морского образования юного цесаревича Константин Николаевич снарядил очередное кругосветное путешествие. В нем состоится первый дружественный визит российской эскадры в США, открытие островов Новой Земли, где впервые установили российский флаг, был сделан заход на Мадагаскар, в Японию и Китай.

При этом гардемарин Алексей Романов, без скидки на юный возраст и царственное происхождение, прошел все ступени флотского обучения. И драил палубу, и стоял на вахте ночью, был стажером и помощником на всех командных и исполнительных должностях. Так к своим 21 годам великий князь провел под парусами 1772 дня. То есть пять лет морских походов!

Последнее длительное морское путешествие Посьет с Алексеем Романовым совершили в 1873 году во Владивосток. На тот момент Константину Николаевичу было уже 54 года.

Выпишу из этой части биографии еще одну мудрость: не жадничать и щедро делиться знаниями и опытом. Ведь иногда именно в совместной работе можно совершить самые великолепные открытия.

Ирина Ильина, Никон Лейкин, Виктория Ющенко, Андрей Рублев и из открытых источников.

Ирина Ильина, Никон Лейкин, Виктория Ющенко, Андрей Рублев и из открытых источников.

Путь в Сибирь

В октябре 1874 года 55-летний вице-адмирал Посьет был отозван от военных дел и назначен министром путей сообщения. В те годы министерство путей сообщения объединяло железнодорожный, шоссейный, морской и речной транспорт, и основной уклон делался в сторону железнодорожных сообщений.

На этом посту Посьет сделает немало добрых дел. На реках и озерах будет организованы регулярные спасательные службы. Специалистов-железнодорожников станет в несколько раз больше, благодаря кратному увеличению количества учебных заведений. Посьет будет настаивать на том, чтобы сделать железные дороги делом государственным и исключить частный бизнес (нередко желающий сэкономить) из владения железнодорожными путями.

Ирина Ильина, Никон Лейкин, Виктория Ющенко, Андрей Рублев и из открытых источников.

Ирина Ильина, Никон Лейкин, Виктория Ющенко, Андрей Рублев и из открытых источников.

Почетным гражданином Тюмени Посьет тоже станет именно на посту министра. До этого первым почетным гражданином был еще один выпускник Морского кадетского корпуса, Eвгений Богданович. Он, будучи полковником министерства внутренних дел, предложил провести железную дорогу до Тюмени. Посьет, в свою очередь, продолжил его дело и включил Тюмень в проект Сибирской железной дороги. При нем же начались строительные работы.

Так первыми почетными гражданами Тюмени стали моряки.

На посту министра Посьет будет успешен ровно до одного трагического происшествия. Как пишут библиографы Нина Иванцова и Татьяна Самойленко: «17 октября 1888 года на перегоне между станциями Тарановка и Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги — коммерческого участка, -сошел с рельс поезд императора Александра III, в котором министр МПС адмирал Посьет сопровождал государя. Погибли 19 человек, 14 получили ранения. Вагон с царской семьей уцелел благодаря тому, что Александр III держал на руках крышу вагона, позволил всем выйти и оказаться в безопасности. Следствие по делу о крушении царского поезда было поручено выдающемуся судебному деятелю А. Ф. Кони. Он сделал выводы: «хищническая эксплуатация этого коммерческого участка железной дороги частной компанией — вот главные причины аварии».

Несмотря на то, что в происшествии пострадала семья императора, сенсацию из аварии не делают. По советам чиновника император решает не привлекать внимания и не вызывать волнений в народе. Многие из прямых виновников наказаны не были вовсе. Но Константин Посьет решает, что несет личную ответственность и как министр, и как тот, кто был в поезде и не предусмотрел необходимость замедлиться на опасном участке дороги. Три раза он просит снять его с поста министра, и на четвертый Александр III принимает заявление.

Несмотря на увольнение, Посьет остается уважаемым членом Государственного Совета. И на этом посту именно его голос оказывается решающим в утверждении цветов национального флага России.

Что же, выписываю очередной совет из жизни Константина Николаевича: нужно уметь принимать на себя ответственность за ошибки.

После отставки

По воспоминаниям современников, просторная квартира отставного адмирала с супругой в доме на Адмиралтейской набережной всегда наполнялась народом. Здесь регулярно бывали самые известные граждане Санкт-Петербурга. Сама же квартира напоминала музей, ее украшали сотни диковинок, привезенных со всех концов света. Китайские веера, японские шкатулки, африканские ритуальные маски, фигурки божков из ароматного сандалового дерева. Но главным героем любой встречи, конечно, был сам Константин Николаевич Посьет. Знакомые с ним лично описывают его как прекрасного, остроумного, искреннего собеседника, имеющего за плечами действительно удивительный опыт.

Ирина Ильина, Никон Лейкин, Виктория Ющенко, Андрей Рублев и из открытых источников.

Ирина Ильина, Никон Лейкин, Виктория Ющенко, Андрей Рублев и из открытых источников.

Недавно мне удалось побывать у бывшего дома адмирала Посьета. Это красивое здание с видом на Неву в двух шагах от Дворцовой площади. Прямо напротив него стоит скульптурная композиция «Царь-плотник», подаренная Петербургу Нидерландами. У скульптуры этой тоже давняя история скитаний и путешествий. Но мне кажется символичным, что поместили скульптуру царя, строящего корабль и мечтающего о флоте для России, именно здесь. А надпись на голландском языке украшает постамент с той стороны, с которой ее легко было бы прочитать жильцам квартиры адмирала.

Стоя рядом и глядя на Неву, я тяжело вздыхаю. Мне, человеку, с трудом успевающему в один день выполнить хотя бы три важных дела, трудно осознать, как за одну жизнь можно столько всего совершить. Впрочем, я бережно прижимаю к груди свой блокнот с заметками. Может, если начну следовать этим, выведенным мной, правилам Посьета, начну успевать делать хотя бы по пять важных дней за день?

***
фото: Константин Николаевич Посьет;Офицеры фрегата «Паллада»;Дом на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге;;Улица Константина Посьета;Здесь, на кладбище в Санкт-Петербурге похоронен Константин Посьет.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта