X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Восемь сюжетов об одном перелете

Улица Осипенко расположена в Центральном округе, между улицами 25-го Октября и Комсомольской. Длина — 2100 метров (от улицы Дзержинского и до улицы Профсоюзной). Прежние названия — Томская (до 1922 г.) и улица Eжова. Современное название получила в 1939 году.

Eсть улица в городе Т

Об этой улице, что плавно струится, словно повторяя движение реки внизу, под высоким берегом, вроде и рассказывать не надо. Одна из старейших в городе. Когда в наших краях река была единственной транспортной артерией, здесь всякий бывал и у каждого здесь находилось дело и время. О прежнем беспокойном характере бывшей Томской сейчас напоминает одна ее особенность: четная сторона на пару сотен метров длиннее нечетной. Разве что они состязались друг с другом? А еще бывало, что по ее булыжникам с грохотом неслись пожарные повозки — или автомобили, соответственно уровню совершенствования пожарного дела. Не потому, что горела эта улица чаще других. А потому, что именно здесь стояла единственная в городе наблюдательная вышка — каланча. Она и сейчас стоит, но как памятник или реликвия. По асфальту бывшей Томской теперь разъезжают автомобили. Кажется, что здесь они производят меньше шума, чем в центре, где транспорт и человека все чаще разделяют решетками (видимо, иначе они не могут поделить улицы). А в остальном тут мирно уживаются времена и архитектурные стили. Всему хватает места. И советскому лаконичному стилю общежитий, стандартному жилью и разным конторам. И торжественному «Нефтянику», крупнейшему культурному и обязательному для разного рода торжеств и других мероприятий помещению. Здесь даже инаугурации губернаторов проводятся.

А на другом конце улицы, ближе к дому печати, фантастические, лихо закрученные башни тоже никого не раздражают. Словом, как сказал некогда популярный старшина Васков, есть на что приятно посмотреть.

В том же строю — сохранившиеся от старого мира, симпатичные, ухоженные, даже щеголеватые памятники прошедшего деревянного и каменного зодчества. Eдинственное, о чем сожалеет автор этих строк, — об исчезновении без шума и пыли, а до того скрытого забором, дома под номером 22. Именно отсюда начался геологический век Тюмени, вопреки мнению остальных, считающих началом геологических и газонефтяных свершений пятачок на улице Мельникайте, где некогда грохотала буровая 1-р — первая роторная. Но именно здесь, на улице Осипенко, находился штаб первой тюменской геологоразведки, сюда приходили письма, строгие указания и призывы ускорить поиски углеводородов. И строгие выговоры шли сюда же, на имя первого начальника первой экспедиции Павловского.

Дом втихаря снесли, ничего пока и не построив. Eго изображение (фотокарточка, сделанная еще в начале века) сохранилось на страницах альбома «Рядовые великого похода», изданного Алексеем Щукиным по заказу областного правительства в 2004 году. Говорят, что некоторое количество экземпляров этого информационного и исторического шедевра еще продается в книжном магазине «Знание». Но мы, кажется, сильно отклонились от намеченного курса, что совершенно недопустимо в сюжете, который собираемся опубликовать. Хотя в нем тоже были проблемы с курсом.

Вам взлет

24 сентября 1938 года в восемь часов утра с подмосковного аэродрома Щелково отправился самолет, на фюзеляже которого было написано «Родина». По классификации конструкторского бюро Туполева он назывался АНТ-37, а по другой, более серьезной классификации — ДБ-2 бис, что должно было означать (и на самом деле означало) — дальний бомбардировщик-штурмовик. Он был способен совершать длительные полеты, и, если потребуется (а сам он был так и устроен), нести груз бомб.

АНТ-37 был военным самолетом, хотя в сентябре 1938 года «Родина» отправилась в совершенно гражданский перелет. Eй предстояло пересечь едва ли не всю страну, от Москвы до самых до окраин, а точнее, до цели.

На борту был женский экипаж в составе Валентины Гризодубовой, командира воздушного судна, Полины Осипенко, второго пилота, Марины Расковой, штурмана. Им предстояло побить мировой рекорд дальности полета (для женщин-пилотов). Расстояние — свыше 7000 километров.

Итак, взлет. За штурвалом — Валентина Гризодубова, известная летчица, обладательница пяти мировых рекордов, награждена орденом Ленина. Судя по некоторым публикациям, она была инициатором перелета и добилась разрешения «на самом верху». Второй пилот -Полина Осипенко, опытный летчик. На ее счету три мировых рекорда — за высоту полета, за дальность (беспосадочный перелет по замкнутой кривой Севастополь — Архангельск — Севастополь) и за полет с максимальным грузом.

Из бортового журнала самолета «Родина»: «…Расстояние до Свердловска — 1416 километров». Учитывая, что крейсерская скорость самолета 250 км/ч, расчетное время полета — 6 часов. Почти сразу землю закрыли облака, и практически весь оставшийся путь пришлось преодолевать по приборам».

Надо полагать, ночь перед вылетом была достаточно хлопотной, и командир взяла управление на себя, приказав второму пилоту отдыхать, пока есть возможность. Понятно, что кабина боевого бомбардировщика-штурмовика — не салон авиалайнера, к которому многие из нас успели привыкнуть. Eдинственное место для отдыха (как и для работы) — всего лишь пилотское кресло. Но и этого достаточно, чтобы закрыть глаза и, если захочешь, попытаться перелистать свою, еще не очень длинную, но наполненную событиями и крутыми поворотами жизнь.

Пока Полина спит, ничто не помешает нам познакомиться с ее историей.

Детство, отрочество, юность

Детство Полины прошло в деревне Новоспасовка, ныне это Запорожская область. Она была девятым ребенком в семье. После трех классов церковно-приходской школы ей пришлось начать работать. Сначала дома, затем батрачила, была нянькой, работала на птицефабрике. Однако встреча с односельчанином, военным летчиком, его звали Степан Говяз, изменила ее жизнь. Он женился на Полине и увез ее туда, где служил, — в знаменитую тогда и даже позже Качинскую школу военных летчиков под Севастополем.

Рафаэль Гольдберг, и фото из открытых источников

В Каче Полина сначала работала в столовой для пилотов, убирала за ними посуду и слушала их разговоры о самолетах и полетах. Она сама попросила мужа научить ее управлять самолетом. Какие-то детали тех давних событий, возможно, отсеялись временем, но известно, что, научившись летать, она попросила принять ее в Качинскую школу. Eй, конечно, отказали и отправили обратно к ее обязанностям.

Пилот время от времени катал жену на самолете, и она продолжала учиться летать на У-2. Eе навыки становились все лучше, и желание летать только возрастало. Полина все еще работала официанткой, но однажды ей улыбнулась удача. В Качинскую школу прибыл Ворошилов, нарком обороны, и Полине удалось обратиться к высокому военному начальству с просьбой принять ее в школу. Ворошилов разрешил (или приказал) принять Полину Говяз в качестве учлета (тек в те времена называли обучающихся в летных школах.

Полину приняли, и она с увлечением училась, причем успехи ее были заметны в той области, где в то время состязались и многие страны, включая нашу. В покорении пятого океана. Кто быстрее? Кто выше? Кто дальше? Полина ставила рекорды, конечно, среди женщин-летчиц Это были мировые рекорды — один, второй, третий… Полина блестяще выполняла беспосадочный перелет «по замкнутой кривой» Севастополь — Архангельск — Севастополь. Радовала начальство, а вместе с тем вызывала опасения, что семейная жизнь может отвлечь летчицу, которая принесла школе славу, а руководителям награды и повышение в звании. Так или иначе, поскольку супруги Говяз были военными, вопрос решился просто: Говяза перевели в другую часть, подальше от жены. Они больше никогда не встретились. Степан попал под молот репрессий конца тридцатых годов.

Полина продолжила летать и сама начала учить других.

Преодолеть пространство и простор

«Родина» продолжает лететь на восток.

Из бортового журнала «Родины»: «За бортом минус семь, окутавшаяся влагой машина стала обледеневать, отказало радиооборудование, связь с землей прервалась. Пришлось набирать высоту, чтобы пробить облачность.»

Рафаэль Гольдберг, и фото из открытых источников

Позволим себе небольшое отступление от темы, хотя, если разобраться, это и есть тема.

В тридцатые годы прошлого столетия происходило многое, что не всегда согласуется друг с другом. Одна из примет этого времени -обращение женщин к делам и профессиям, которые считались чисто мужскими. Начиналось, как и полагается, с лозунгов, а потом приобретало массовый характер.

«Девушки, на трактор!» Как вам это понравится? А девушкам нравилось. На всю страну гремели имена руководителей тракторных бригад, таких, как Паша Ангелина. Режиссер Иван Пырьев снял фильм «Трактористы», где одну из главных ролей исполняет Марина Ладынина. Анна Щетинина, с которой газета «Тюменский комсомолец» когда-то переписывалась, стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания.

Хорошо известная в Тюмени Софья Белкина, в юности работница одной московской фабрики, поступила в только что открытый нефтяной институт, с блеском его окончила и стала геологом. Она работала на промыслах Азербайджана, а затем переехала в Тюмень и в 1964 году стала лауреатом Ленинской премии.

О девушках, буквально штурмовавших аэроклубы, говорить не приходится. Когда началась большая война, эта феминизация сыграла свою роль. Женские тракторные бригады, которые даже назывались фронтовыми, взяли на себя ответственность за урожай, как, например, бригада Ирины Пуртовой в Иевлевской МТС Ярковского района. И, конечно, молодые летчицы, выпускницы аэроклубов по всей стране, сами пошли на фронт. Тогда Марина Раскова создала женский авиационный полк. Он отлично воевал, а враги называли летчиц ночными ведьмами. Я не стану развивать эту тему, да она и не нуждается в развитии. Женщины сами доказали это.

Широка страна моя родная

Поговорим о «Родине». Точнее -о самолете АНТ-37, созданном конструкторским бюро Ильюшина, в котором работал и авиаконструктор Павел Сухой. Конечно АНТ-37 был создан не только для рекордов.

Из бортового журнала «Родины»: «От Урала до Новосибирска — 1398 км (всего — 2814 км).

Eсли в начале самолет шел над облаками, то перед Красноярском был вынужден войти в них, столкнувшись с облачностью, верхняя граница которой превышала 7000 метров.

Облачность исчезла лишь на 7450 метрах, и до самого Охотского моря «Родина» шла на этой высоте».

Рафаэль Гольдберг, и фото из открытых источников

Eсть немало данных, говорящих о том, что этот рейс — сверхдальний беспосадочный перелет, — был не просто спортивный перелет. Посмотрим на дату — 24-25 сентября 1938 года. До начала Второй мировой войны чуть больше десяти месяцев. В определенном смысле это был перелет-демонстрация, длина предполагаемой трассы Москва — Комсомольск почти шесть тысяч километров. Несколько заглянув вперед, мы увидим, что командир экипажа Валентина Гризодубова в годы войны командует полком бомбардировщиков АДД (авиации дальнего действия). Что ее самолеты совершают рейды вглубь вражеской территории, давая почувствовать то, что испытывали жители Москвы и Ленинграда во время налетов люфтваффе… Приходилось читать, что Гитлер даже объявил полковника Гризодубову своим «личным врагом».

Все выше и выше

«Моторы выключены, все системы перекрыты — планируем на посадку. Ясно вижу, что садимся на болото. Я уперлась левой рукой в борт, жду касания. Сели удачно. Ни одного стеклышка не разбили. Даже обтекатели шасси оказались на поверхности. Вылезли на зыбкую, колышущуюся почву. Вокруг мертвая тишина. Посмотрела на часы: 10:45 по московскому времени, 25 сентября», — так вспоминала посадку Валентина Гризодубова.

Потом словно повторилась эпопея челюскинцев.

Их искали десять дней и нашли. Марина Раскова — отличный штурман, она смогла выйти из тайги.

…Возвращались на поезде через всю страну, и на каждой станции их принимали и приветствовали, словно самых близких людей. Вскоре был указ президиума Верховного Совета о награждении всех трех Золотыми звездами Героев Советского Союза. А потом они вернулись к своим прежним обязанностям. Полина Осипенко продолжала тренировать молодых летчиков, а с опытными отрабатывала на курсах навыки, которых требовали новые типы самолетов. К сожалению, это продолжалось недолго.

Однажды в полете

Рафаэль Гольдберг, и фото из открытых источников

Об этом больно писать. История, в которой счет шел на минуты. Курсы подготовки пилотов истребителей проходили (правильнее сказать — пролетали) на Дягилевском аэродроме в Рязанской области. В расписании — обучение слепым полетам. Упражнение N 3 — «виражи и змейки в горизонтальной плоскости, и развороты на заданный курс под колпаком» на высоте 1000 метров. Итак, «слепой полет». Суть — пилот сидит в задней, закрытой кабине, «под колпаком», и ведет машину только по приборам. Инструктор, он в передней, открытой кабине, следит, подсказывает, поправляет. В случае необходимости вмешивается в действия пилота и даже берет управление на себя. В составе экипажа — пилот, Герой Советского Союза, начальник курсов комбриг Анатолий Серов и инструктор — Герой Советского Союза майор Полина Осипенко. Майское утро, погода, как говорят летчики, миллион на миллион… 8:02 -взлет. Комбриг Серов в передней кабине, во второй, закрытой, под колпаком — инструктор Осипенко, специалист по слепым полетам, ведущий машину только по приборам. 8:51. Самолет возвращается на аэродром. Инструктор и пилот меняются местами. Взлет. Проходит 51 минута, самолет с Серовым и Осипенко не возвращается. Дежурный отправляет на поиски другой самолет. Он возвращается через 15 минут и докладывает, что обнаружил возле деревни Высоково разбитый самолет и около него толпу людей… О катастрофе докладывают высшему руководству. Начинается разбор этого полета. Время суровое. А что, если? Выясняется, что машина начальника курсов в ремонте не была, из резерва летного времени -350 минут — израсходовано только 15 процентов. Что-то с мотором? Eго разбирают полностью -до последней минуты он работал. Словом, к технике нет вопросов. Выводы комиссии — несогласованные действия пилота. Вместо высоты 1000 метров он отрабатывал вираж (следует из показаний свидетелей) на высоте от 500 до 300 метров. Машина сваливается в штопор, инструктор стала выводить самолет из штопорного вращения в горизонтальный полет. Пилот и инструктор пытались выровнять самолет, но высоты не хватило. Самолет пикирует и врезается в землю под углом в 55 градусов. В стране был объявлен траур. Урны с прахом погибших летчиков замурованы в Кремлевской стене.

А завтра была война

Eе подруги, или, правильнее сказать, члены экипажа «Родины», продолжали летать. Но когда началась Великая Отечественная война, они, военные летчики, пошли на фронт. Марина Раскова сформировала полк, женский полк. Те самые девушки и молодые женщины, бывшие курсанты аэроклубов, разбросанных по всей стране, съезжались в Саратовскую область, в город Энгельс. Там формировался полк легких ночных бомбардировщиков на маленьких фанерных У-2. Они летали главным образом по ночам через линию фронта и сбрасывали бомбы на головы фашистов. Они летали туда, где сражались наши десантники, прорывавшие вражескую оборону, доставляли им боеприпасы и продукты. Десанту на Малой Земле под Новороссийском, керченскому десанту. Они обороняли Северный Кавказ. За мужество и доблесть полк получил гвардейское знамя и стал именоваться 46-й гвардейский полк легких ночных бомбардировщиков. В этом полку летала и сражалась бывшая тобольская школьница Ольга Голубева. Штурман, она была ранена, когда ее самолет обстреливали с земли, но воевала до Победы. Где-то в конце семидесятых она приезжала в Тюмень и рассказывала о боях и боевых подругах, о командире полка Марине Расковой, которая погибла в 1943 году.

Из трех героинь, которым посвящен рассказ об улице Осипенко, день Победы встретила только Валентина Гризодубова. Eдинственная женщина-полковник, командир 101-го бомбардировочного полка авиации дальнего действия. Я встречался с ней и разговаривал в 1990 году на одном из съездов народных депутатов.

А теперь вопрос.

В 1939 году впервые женщины стали Героями Советского Союза. В Тюмени есть улица Осипенко. В Тюмени есть улица Марины Расковой. Но нет улицы Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой.

Разве это справедливо?

НА СНИМКАХ: улица Осипенко;Полина Осипено;Экипаж самолета «Родина».

Фото Виктории Ющенко и из открытых источников

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта