Форум рождает новые формы
Бренд, креатив и кластер количество этих слов зашкаливало на пленарном заседании «Культурный бренд: Личность. Учреждение. Событие» VII профессионального форума работников культуры и искусства, состоявшемся 30 октября в музее Словцова.
Глава города Максим Афанасьев, выступая на открытии, пожелал участникам плодотворной работы. Он сказал: «Очень важно, что форум призван генерировать идеи для нашего города. Ведь от культурной айдентики зависят очень многие сферы жизни, их надо пропитать культурным кодом, брендингом. Ведь от этого зависит и настроение, и желание туристов, инвесторов. Потому что театр начинается с вешалки, а наш город должен начинаться с культурной идентичности».
«Культура позволяет формировать человека прямо с детского сада, выстраивать мостики между человеком и традициями, — развила эту мысль председатель Тюменской городской думы Светлана Иванова. — Сегодняшний форум собрал серьезную аудиторию из опытных специалистов. При таком большом количестве высокопрофессиональных экспертов и специалистов, возможно, могут зародиться новые идеи, яркие проекты».
Один из законов построения успешного бренда — постоянство. Он строится годами. При этом бренду нужно продвижение. О продвижении рассказала заместитель генерального директора информационного агентства «Сибинформбюро» Анна Скорнякова. Как вести страничку в соцсетях, об аудитории разных соцсетей. Например, телеграм по статистике чаще читают мужчины. Как заинтересовать СМИ? Главный манок, по мнению Анны, — хороший пресс-релиз и обязательно указанные работающие контакты. Чем интересуется ваш герой, какое у него хобби? Может, он еще и боксирует? Анна посоветовала не увлекаться аббревиатурами, лучше называть учреждения так, как принято называть их в народе: Вышка — высшая школа экономики. Можно выбрать свой стиль общения с подписчиками, в этом плане у более узконаправленных сообществ есть преимущества: более камерное общение. Выбрать единый стиль оформления соцсетей, что тоже привлекает. И не спамить советами по уходу за растениями в музейной группе.
Брендированием активно занят центр стратегического развития «Сибирь», это сегодня флагманский проектный институт и образовательный центр в сфере урбанистики, архитектуры и дизайна. Eго главный архитектор Дмитрий Селивохин также выступил на форуме. «Любое искусство ассоциируется с ярко выраженным авторством. Eсли архитектор хороший, то и дом будет хороший. Eсли говорить о уровне города, то вдруг становится понятно, что заказчиков на этот продукт «городская среда» — бесконечность. Их потребности противоречат — кто-то хочет двор без машин, кто-то наоборот — парковки, кто-то любит парки, кто-то — набережные. И урбанист превращается не в художника с кистью, а в оператора работы с big сЫа, когда очень много разных данных и задача каким-то образом найти результирующие, — сказал Дмитрий. -Поэтому сейчас очень часто звучит слово «социокультурное программирование». Архитектура проектируется не от формы, а от сценариев. И город превращается в торт «Наполеон», где много разных сценариев, которые обуславливают классную городскую среду, в которой хорошо живется. А ее формальное наполнение — инфраструктура для этих сценариев, тогда она приобретает смысл».
Дмитрий задался целью, чтобы участники ушли с пониманием, как отличить архитектуру от просто инженерной конструкции. «Это рождение упорядоченного пространства из хаоса. Мы создаем порядок, который можем объяснить. Eсли архитектор говорит — это красиво, потому что мне так нравится, значит тут нет никакой архитектуры, потому что архитектура — это познаваемая история. Любое комплексное развитие территории, любой фасад, который делают наши девелоперы — это математика. Можно всегда объяснить. Кроме того, архитектура — это не безликая история, за ней стоит автор. Архитектуре свойственна многоплановость, есть уровень фасадный, есть художественной интуиции, привязанной к определенному жанру. Чем глубже произведение искусства, тем сложнее переплетения. Это как фильм в стиле арт-хаус со многими смыслами. А главный смысл архитектуры в том, что, находясь в ней, ты не понимаешь, как это работает, но ты замечаешь, что тебе лучше живется, чувствуется и ты можешь больше сделать».
Дмитрий сформулировал мысль, которая, наверно, выражает суть бренда: «То, чем мы занимаемся — это не проектирование окошек, фасада, квадратных метров, это все про проектирование счастья. Комплексная стратегия развития Тюмени на ближайшие пять, десять, пятнадцать лет — это комплексная стратегия по превращению Тюмени в город абсолютного счастья. Архитектура — это не узкоспециальная история, это как каркас книжной полки. В ней есть место для каждой книжки, лишь бы она была в каком-то векторе созидания, а не векторе разрушения».
Участникам форума понравилось выступление Селивохина. Например, Юлия Бажукова, артист фольклорного ансамбля «Росстань» и руководитель студии народного вокала «Вереница» дома культуры «Водник», сказала: «С такими людьми хочется взаимодействовать. Не сухая, живая подача. Я вообще не люблю формалистов, у которых только два цвета: черное-белое. Сейчас же есть гибкие подходы, и это действительно очень интересно». Eй понравилось, что центр расширяется и проводит даже литературные встречи, не замыкаясь только на архитектуре.
Eжегодно форум становится площадкой для обмена опытом профессионалов, его сверхзадача -стать источником новых знаний, вдохновения, говорила со сцены красивая ведущая Ольга Солоницына. А как считают сами участники? Нужны ли подобные собрания? Ирина Тихонцева, преподаватель по классу фортепиано детской школы искусств имени Знаменского, считает, что несомненно. «Мне интересна общая ситуация, чем мы все дышим. Так мы живем только школой, а тут нас всех объединяет культура в целом».
— Вы обучаете классической музыке, какие там могут быть изменения?
— Все равно мы двигаемся вперед — жизнь идет. Сейчас, например, есть дистанционные уроки.
— Насколько я знаю, музыканты не очень им рады, дистанционность не лучшим образом сказывается на качестве обучения?
— Но бывает, что они дают выход из сложной ситуации. Можно слушать много музыки с помощью интернета, какие-то уроки с музеями, филармониями проводить. Живое обучение — самое главное, но и у интернета плюсы есть.
Конкуренция есть и в культуре, и порой оказывается недостаточным владение знаниями. «В борьбе за душу, внимание человека», как сказала Ольга Солоницына, нужно использовать и современные методы — современный язык, маркетинг, культурный бренд.
НА СНИМКАХ: архитектура -это математика; выступает Дмитрий Селивохин.
Фото Виктории Ющенко и автора